Проблема эксперимента в литературе

Русский футуризм

Чуковский: «Сказав ''безумие, бред'' вы еще ничего не сказали, ибо что ни век - то и бред, и в любом общественном безумии есть своя огромная доля ума».

Манифест «Пощечина общественному вкусу» - 1912 г. Идеолог и теоретик футуризма – Хлебников. ШИКИ ШИКИ БАБА. За Хлебниковым стоит отметить Алексея Крученых («Кукиш прошлякам»). Теоретик эгофутуризма – Игорь Северянин. Кубофутуризм – Бурлюки Давид и его брат. Елена Гуро. Василий Каменский. Близок футуризму, но не футурист – Пастернак.

Малевич – любимый художник. Кандинский, Гончарова, Ларионов. Представители художественного авангарда. Иногда их называют «русским художественным футуризмом».

Хлебников называл футуристов будетлянами.

«Нужно, чтобы слово пошло за живописью». Рисование звуками.

«Пощечина общественному вкусу» (1912)

1. «Только мы – лицо нашего времени. Прошлое тесно». Футуристы считали себя людьми нового века, конфликт ощущения конца и начала. Проблема рубежности, нужно прощаться с 19 веком. Нужно создавать новый язык.

2. «Сбросим Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с парохода современности». Отказ от сюжетности. «С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество». Диалог яростный не только с классикой, но и с современной литературой. Футуристическая урбанизация. Стекло, бетон и железо. Природа – апокалипсический оттенок.

3. «Мы приказываем чтить права поэтов на ненависть к существовавшему до них языку». Словоновшество – придумывание новых слов. Ej., псевдоним Хлебникова – Велимир («великий мира сего»).

4. Кинематографичность, синтез не только с живописью, но и с кинематографом. Футуризм оказался направлением, созвучным начинающемуся кинематографу. Кино ведь – продукт нового века. Очень многие футуристы были просто заражены кино, они работали с ним, снимались в нем. Маяковский, например: «Барышня и хулиган», «Заколдованная фильмой», «Отцы и дети» - там хотел, но не снялся. Монтажной структурой синтаксиса заинтересовались писатели, стали создавать монтажные фразы в текстах. Игра крупными и дальними планами. Покадровая постановка текста. Ej., Северянин «Увертюра» («Ананасы в шампанском…»): множество восклицательных знаков разбивают текст на планы. Василий Каменский «Танго с коровами».

5. Буйство метафоры.

6. Осознанно указанный в тексте конфликт «я» и «мы». Провозглашение себя как общности, но в то же время литературные приемы эгоцентричны.

7. Инфантильность. С одной стороны – крикливые дети. Чуковский пишет статью о футуристах, говорит, что у них общая малограмотность, необразованность футуристов. Провинциальность. Книга Чуковского «От двух до пяти» - детская коллекция ошибок. Маленький ребенок = самый талантливый футурист. Бурлюк, например, иллюстрировал книжку детскими рисунками – признаки наивного искусства. Чуковский «Мойдодыр». Чуковский был против футуризма.

2 oct'12

К тому времени как зародился футуризм, символизм испытывал кризис.

Футуристы шли в народ, вызывали раздражение публики и вызывали его намеренно. Гимназистки падали в обморок, люди кидались в футуристов тухлыми яйцами.

Литературные вечера. Футуристы выходили костюмированными. Бурлюки ассиметрично загримированы, Маяковский – желтая кофта и морковка вместо галстука. Северянин – смокинг, трость, цилиндр, жабо (цилиндр выше обычного, жабо пышнее обычного).

Чуковского приглашали как оппонента, а он приносил запрещенную желтую кофту с морковкой Маяковскому (тому не разрешали надевать, потому что это вызывало наибольшее раздражение).

К 22-му году футуризм самоисчерпался. Остался только Маяковский.

Возникает второй этап.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: