Мотив игры в литературе

Докока тооку МИССАИРУ га тондээ

Набоков «Защита Лужина».

Михаил Бахтин «Франсуа Рабле. История средневековья». Он изучает историю средневековья, и на примере французского двора строит свою теорию смеха (которая перекликается с теорией ниже). Бахтин вспоминает историю шута: костюм позволял ему говорить правду.

Йохан Хёйзинга: игра – важнейшая часть бытия человека. Она действительно формирует определенные признаки.

1. Добровольность (игра не должность, не закон, а свобода).

2. Неординарность (перерыв повседневности. Эскапизм – уход от реальности в другое пространство).

3. Инобытие/другая реальность (подчиняясь правилам игры, человек уходит от социальных норм etc).

4. Ограниченность (игра конечна во времени и пространстве. У них есть зона действия).

5. Фиксированность правил (и они должны быть понятны с самого начала).

6. Эстетичность (игра создает гармонию).

7. Способность к вовлечению (активизирует возможности).

8. Сплачивающая и группообразующая способность.

Игра может противостоять социокультурным явлениям, не устраивающим человека.

Игра – форма и метод запуска наших возможностей.

Игра – это инструмент, который дает возможность вытащить из людей то, чего до игры в них не было.

Игра – это всегда репрезентация и саморепрезентация (всегда играют во что-то конкретное, и игра имеет свою репрезентативную форму).

Некая инфантильность игры. У ребенка игра выступает как способ познания мира.

Серебряный век – игровое пространство литературы. Это рубеж веков (19 и 20).

Игра: шахматы театр карты лицедейство интернет…

11 sep'12

Соловьев – друг и «учитель» Блока – пытался определить феномен рубежности (?).

Рубеж веков предполагает эксперименты, дискуссии.

«Рубеж веков – это время, интереснейшее пестротою своих противоречий и обилием их».

Серебряный век, рубеж: увлечение спиритическими сеансами.

Алексей Ремизов – прозаик начала века. «Часы». Главный герой – подросток, которого не принимают сверстники. Он сын часовых дел мастера, а его обязанность – каждый вечер идти на соборную площадь и заводить часы. В один из этих моментов понимает, что у него власть над временем. Принимает на себя игру властителя умов и перевел часы. Потом люди поняли, что просто часы сломались, и город снова зажил своей жизнью.

Ремизов часто убеждал на собраниях, что он был свидетелем пожара типографии Ивана Федорова (13 век). Идея реинкарнации всячески поддерживалась.

Еще грань игровой натуры Ремизова – его коллекция Петрушек.

Обезьянья Вольная и Великая Палата – литературное объединение Ремизова. Ремизов написал устав, титулы.

Мистификации. Чарубина де Габриак – одна из известнейших. Жила-была Лидия Дмитриева, входила в кружок Максимилиана Волошина. Чарубина де Габриак – трогательная мелодраматическая история об Испанских корнях, скрываниях в Испании и поездке в Россию. Создали сборник стихов – надушенный, с засушенными цветами в страницах. Отослали в Петербург, где сборник тут же издали. Волошин запретил Дмитриевой сообщать, что Чарубина – это она. Гонорары – по почте… Тайна держалась больше года. В какой-то момент раскрыла свой секрет, и интерес к ней угас почти сразу.

Феномен карточной игры. Больше всего увлекались в начале 19 века. Карты становятся универсальной моделью мира. «И правила игры я к людям применяю» - Лермонтов. В начале 19 века, описывая карточную игру, использовали мистическое, фантастическое допущение.

Игра в карты сродни болезни. Различные образы… «Пиковая дама» (Пушкин), «Игроки» (Гоголь), «Карнавал» (Лермонтов). Случай, мистика, удача, судьба, рок, рулетка, азарт и тема иррационального каприза фортуны.

Лермонтов «Штосс».

Мотив «игра и свобода» (скорее, несвобода), «игра и условность», «игра и страсть», «игра и смена ролевых позиций» («под маской все чины равны», Лермонтов).

Евгений Попов, Москва, наш современник. «Арбайт. Широкое полотно». Это первый интернет-роман, читатели создают комменты и участвуют таким образом в создании текста.

Борис Акунин («Я люблю в литературе спецэффекты и навороты»). «FM». Первый в современной литературе пример выхода книжки за пределы обложки. Акунин нарушает законы жанра: в конце детектива расследование окончательно не завершено.

«Квест» - двусторонний текст, детектив. В книжке даны ключи. Можно читать с разных сторон и разными путями.

Акунин признался в своем блоге, что Анатолий Брусникин (3 романа), Анна Борисова – это его псевдонимы. Вообще, Борис Акунин – тоже мистификация.

18 sep'12

«Сам я, и Акунин тоже, по образу мысли западник и даже космополит…»

Анна Борисова – беллестристика. Произведение «Времена года».

«Кладбищенские истории» - абсолютно нехудожественный текст, написанный Акуниным, не поняла, под каким именем.

«Аристономия» - авторство обозначено как Георгий Чхартишвили/Борис Акунин. Позиционируется как серьезный роман. Большие философские отступления – размышления о времени, о себе, о личности человека (публицистические вставки).

Мистификации

Журнал «Пионер» (общественно-политический) – пару лет назад в нем вышел роман «Около ноля» by Натан Дубовицкий (на самом деле это Сурков). Вячеслав Курицын – критик и журналист, написавший любопытные литературные тексты.

«Псоглавцы» by Алексей Маврин (под этим псевдонимом – Алексей Иванов, который написал про географа, который глобус пропил).

«Ты так не любишь эти фильмы» by Фигль-Мигль (предположения преподавателя – она женщина).

Абрам Тернц (Андрей Синявский).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: