Литературная группа ОБЭРИУ
1927 год, Ленинград.
ОБЭРИУ = Объединение Реального Искусства.
У несет в себе значение пустоты, нуля, бессмыслицы.
Первая группа литературного абсурда.
Д.И. Хармс – лидер группы. А. Введенский, Н. Олейников, Н. Заболоцкий, К. Вáгинов – это главные представители.
Год рождения – 1900-1905, а год смерти у всех почти одинаковый. Группа уничтожена.
Из футуристов был легитимным только Маяковский. Из ОБЭРИУ – никто. Их репрессировали.
Никого из группы не печатали при их жизни, Хармса впервые издали в 88 году, Введенского – в 92. «Террористическая группа детских писателей», назвали их, когда арестовали. Ничего не вышло пришить, дальше арестовывали по отдельности.
Пригрел их у себя в журнале Маршак, потому что они были писателями и больше нигде не работали. Маршак тогда был главным редактором двух главных журналов «Чиж» и «Еж». Это детские журналы. Редакция находилась в доме Зингера.
«Устные журналы» - приглашали на свои перфомансы через рупор. Перфомансы совершенно дикие, с коровами, гусями, балеринами и мальчиками-зайчиками из консерватории. О_о
|
|
Группа публиковала в журналах у Маршака свои детские стихи. Писали они и для взрослых, но то публиковать не могли.
При запретах и невозможности публиковаться детская поэзия давала возможность апробации каких-то поэтических методов.
Когда Хармс был арестован, не были известны его взрослые произведения, и к делу были привязаны детские стихи.
Большое значение повторов.
9 oct'12
27 год – постановление партии о реорганизации литературных объединений.
· Ощущали себя наследниками футуристов, но отказались от одной из главных их идей – словоновшества. «Надо освободить слово от литературной позолоты» - от разнообразных ассоциаций.
· Повтор как часть поэтики, как литературный прием.
· Традиция детского фольклора, внимание к детскому наивному творчеству. Считалки, дразнилки, загадки, перевертыши, скороговорки.
· Литература – ничто, но Гоголя очень ценили. «Меня интересует только чушь… жизнь в ее нелепом проявлении».
· Игра с сюжетностью.
· Асоциальность, аполитичность, но это обманчиво.
· [Черта идет от Чуковского.] Абсурд как способ познания реальности.
Даниил Хармс (Ювачев)
… Используются преимущественно существительные и глаголы. Вся литература - оптический обман.
«Сон» - перевертыш.
«Неудачный спектакль».
«Сонет». «По-моему, семь идет после восьми, когда восемь идет после семи».
Абсурдный мир Хармса строится на реалиях настоящего мира.
30-е годы, по мнению цензоров – о них не должны были знать. В принципе, следующий этап творчества - Олег Григорьев. Считает себя наследником запрещенного Хармса. Вступил в группу Мицки. Поэт-минималист. Тексты называются современными исследователями альтернативным словарем русского языка. На Олеге Григорьеве, который умер в 92 году, не прекращается традиция футуризма: группа поэтов «Послушайте», «Московские концептуалисты» (Кибиров, Рубинштейн, Некрасов)…
16 oct'12