Практическое занятие № 12

Практическое занятие № 11

Практическое занятие № 11

Вариант А

Тема: Образное воплощение интеллигента в прозе М. Булгакова. Проблема типологии.

План

1. Три (социально-этический, историко-философский, пространственно-
философский) аспекта темы интеллигенции.

2. Типология героев. (Проанализировать мотивы им сопутствующие и важные для их характеристики):

а) образы героев на автобиографической почве. Врачи (А. Турбин) и литера­торы (ранняя проза). Мотивы пророческого сна, болезни, поисков и метаний. Иронический подтекст;

б) тип «гоголевского» чиновника (Коротков в «Дьволиаде»). Сатирический гротеск, фантастика и абсурдность;

в) сатирические образы творческой интеллигенции (Иннокентий в «Белой гвардии», «Мастер и Маргарита»). Мотив ада;

г) офицеры (бывшие гимназисты, студенты). «Белая гвардия», «Бег»;

д) ученые, фаусты, недобрые волшебники (Персиков, Преоб­раженский и Борменталь, эволюция к Стравинскому). Мотив рокового экспе­римента;

е) художники, мастера. Мотив творческого угадывания, прозрения. Драматический, трагический подтекст.

3. Символическое воплощение образа интеллигенции в свете религиозно-философской концепции Булгакова. Бинарная оппозиция (Иешуа - Понтий Пилат).

Тексты: Булгаков М. Мастер и Маргарита. Белая гвардия. Дьволиада. Роко­вые яйца. Собачье сердце. Кабала святош.

Список литературы:

1. Соколов Б. М. Булгаков. - М.: Знание, 1991. - №7.

2. Яновская Д. Творческий путь М. Булгакова. - М., 1983.

3. Золотусский И. Заметки о двух романа Булгакова //Литературная учеба. - 1991. - №2.

4. Вулис А. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». - М.: Художественная литература, 1998.

Вариант В

Тема: Историческое время в произведениях М. Булгакова.

План

1. Формы освоения «реального времени» в литературе 20 - 30-х годов. Объ­ективность и всесторонность осмысления исторического времени.

2. Процесс активации исторического времени и возрастание его роли в
структуре произведений М. Булгакова:

а) «Белая гвардия» - художественно-литературная иллюстрация событий
1918-1919 годов к Апокалипсису;

б) образ времени как культурно-исторический контекст творчества писателя
в пьесе «Кабала святош»;

в) взаимодействие временных пластов в структуре романа «Мастер и Маргарита».

Тексты: Булгаков М. Белая гвардия. Кабала святош. Мастер и Маргарита.

Список литературы

1.; Яновская Л. Творческий путь М. Булгакова. - М.: Советский писатель, 1983.

2. Золотоусский И. Заметки о двух романах М. Булгакова //Литературная
учеба.-1991.-№2.

3. Тамарченко А. Драматургическое новаторство М. Булгакова //Русская литература. - 1990. - №1.

4.Боборыкин В. М. Булгаков. - М.: Просвещение, 1991.

Вариант А

Тема: Социально-философское содержание повести А. Платонова «Джан».

План

1.История создания произведения.

2.Реалистическое и символическое звучание повести:

а)переосмысление мифического сюжета;

б)размышление о путях развития человечества.

3. Тема жизнестойкости человека:

а)противостояние НазараЧагатаева и Нур-Мухаммеда;

б)проблема личного счастья, любви (Вера).

4. Природа и история в повести. Идеи переустройства природы в литературе
30-х годов.

Повторить термины: миф, сюжет, проблематика, фабула.

Список литературы:

1.Платонов А. Джан.

2.Васильев В. А. Платонов. - М.: Современник, 1990. - С.190-209.

3.Шубин А. Поиски смысла... - М., 1987. -С. 16-249.

4.Чалмаев В. А. Платонов. - М.: Советская Россия, 1978.

5.Семенова. Идея жизни у А. Платонова. - М., 1988. - №3.

6.Эпштейн М. Язык бытия у А. Платонова // Вопросы литературы. – 2006. № 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: