Практическое занятие № 11
Практическое занятие № 11
Вариант А
Тема: Образное воплощение интеллигента в прозе М. Булгакова. Проблема типологии.
План
1. Три (социально-этический, историко-философский, пространственно-
философский) аспекта темы интеллигенции.
2. Типология героев. (Проанализировать мотивы им сопутствующие и важные для их характеристики):
а) образы героев на автобиографической почве. Врачи (А. Турбин) и литераторы (ранняя проза). Мотивы пророческого сна, болезни, поисков и метаний. Иронический подтекст;
б) тип «гоголевского» чиновника (Коротков в «Дьволиаде»). Сатирический гротеск, фантастика и абсурдность;
в) сатирические образы творческой интеллигенции (Иннокентий в «Белой гвардии», «Мастер и Маргарита»). Мотив ада;
г) офицеры (бывшие гимназисты, студенты). «Белая гвардия», «Бег»;
д) ученые, фаусты, недобрые волшебники (Персиков, Преображенский и Борменталь, эволюция к Стравинскому). Мотив рокового эксперимента;
е) художники, мастера. Мотив творческого угадывания, прозрения. Драматический, трагический подтекст.
|
|
3. Символическое воплощение образа интеллигенции в свете религиозно-философской концепции Булгакова. Бинарная оппозиция (Иешуа - Понтий Пилат).
Тексты: Булгаков М. Мастер и Маргарита. Белая гвардия. Дьволиада. Роковые яйца. Собачье сердце. Кабала святош.
Список литературы:
1. Соколов Б. М. Булгаков. - М.: Знание, 1991. - №7.
2. Яновская Д. Творческий путь М. Булгакова. - М., 1983.
3. Золотусский И. Заметки о двух романа Булгакова //Литературная учеба. - 1991. - №2.
4. Вулис А. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». - М.: Художественная литература, 1998.
Вариант В
Тема: Историческое время в произведениях М. Булгакова.
План
1. Формы освоения «реального времени» в литературе 20 - 30-х годов. Объективность и всесторонность осмысления исторического времени.
2. Процесс активации исторического времени и возрастание его роли в
структуре произведений М. Булгакова:
а) «Белая гвардия» - художественно-литературная иллюстрация событий
1918-1919 годов к Апокалипсису;
б) образ времени как культурно-исторический контекст творчества писателя
в пьесе «Кабала святош»;
в) взаимодействие временных пластов в структуре романа «Мастер и Маргарита».
Тексты: Булгаков М. Белая гвардия. Кабала святош. Мастер и Маргарита.
Список литературы
1.; Яновская Л. Творческий путь М. Булгакова. - М.: Советский писатель, 1983.
2. Золотоусский И. Заметки о двух романах М. Булгакова //Литературная
учеба.-1991.-№2.
3. Тамарченко А. Драматургическое новаторство М. Булгакова //Русская литература. - 1990. - №1.
4.Боборыкин В. М. Булгаков. - М.: Просвещение, 1991.
|
|
Вариант А
Тема: Социально-философское содержание повести А. Платонова «Джан».
План
1.История создания произведения.
2.Реалистическое и символическое звучание повести:
а)переосмысление мифического сюжета;
б)размышление о путях развития человечества.
3. Тема жизнестойкости человека:
а)противостояние НазараЧагатаева и Нур-Мухаммеда;
б)проблема личного счастья, любви (Вера).
4. Природа и история в повести. Идеи переустройства природы в литературе
30-х годов.
Повторить термины: миф, сюжет, проблематика, фабула.
Список литературы:
1.Платонов А. Джан.
2.Васильев В. А. Платонов. - М.: Современник, 1990. - С.190-209.
3.Шубин А. Поиски смысла... - М., 1987. -С. 16-249.
4.Чалмаев В. А. Платонов. - М.: Советская Россия, 1978.
5.Семенова. Идея жизни у А. Платонова. - М., 1988. - №3.
6.Эпштейн М. Язык бытия у А. Платонова // Вопросы литературы. – 2006. № 2.