Практическое занятие № 8

Практическое занятие № 8

Вариант В

Тема: Драматическая сказка Е. Шварца «Дракон»: интеллектуальный кон­фликт и проблема народа.

План

1.Конфликт и центральная художественная проблема пьесы. В чем состоит
несогласие Ланцелота с горожанами: в 1 день, в 3 день.

2.Образы горожан (Шарлемань, Эльза, Генрих, Бургомистр). Каковы их от­
ношения с режимом Дракона? Что объединяет мироощущение различных
горожан?

3.Символика образа Дракона. Хронотоп Драконьего города. Какие модификации претерпевает режим Дракона после его гибели? Что остается неиз­менным? Почему? Как развивается во 2-ой половине действия интеллек­туальная интрига, связанная с посмертными метаморфозами Дракона, как она разрешается?

4. Логика изменения самосознания горожан. С помощью каких приемов воплощается автором эстетическая оценка? (Подтекст, рефрен).

5. Образ Ланцелота (условность). Как метаморфозы народа отражаются на
эволюции позиции Ланцелота?

6. Сочетание и взаимодействие жанровых традиций в пьесе «Дракон» (сказка, аллегория).

Список литературы

1. Шварц Е. Дракон.

2. Липовецкий М. Поэтика литературной сказки. - Свердловск, 1992. -
С. 110-120.

3. История советской драматургии. - Т.1. – М., 1994.

4. Фролов В. Муза пламенной сатиры. - М.: Советский писатель, 1988.

5. Липовецкий М. «Свободы черная работа». – Свердловск, - 1991.

Вариант С

Тема: Концепция и поэтика комедии 20-х годов.

План

1. Характеристика основных идейно-эстетических тенденций комедии 20-х
годов.

2. Комедия Н. Эрдмана «Самоубийца»:

а) сюжет бытового абсурда и его социальное наполнение, основной конфликт
пьесы (конфликт несоответствия между явлением и сущностью) двойственность и двусмысленность сценического пространства; масочность как общий принцип организации комедии;

б) система действующих лиц, особенности психологизма, многослойность
комизма;

в) образ Подсекальникова (роль мотива мнимости, ошибки);

г) язык действующих лиц, характер комического слова у Эрдмана (реплика,
диалог, образ эпохи, эффект узнавания).

3. «Зойкина квартира» М. Булгакова как трагикомедия. Комический и трагический аспекты пьесы, их взаимодействие:

а) в построении сюжета;

б) в системе образов;

в) пафос образов Аметнстова и Абольянова.

4. Судьба комедий Н. Эрдмана и М. Булгакова на сцене.

Список литер атуры

1. Эрдман Э. Самоубивца.

2. Булгаков М. Зойкина квартира.

3. Фролов В. Муза пламенной сатиры. - М.: Советский писатель, 1988.

4. Велехов В. В. Самый остроумный //Театр. - 1990. - №3.

5. Василевский А. О драме и комедиях Н. Эрдмана//Октябрь. - 1988. - №3.

6. Гудкова В. Время и театр М. Булгакова. - М., 1988.

7. М. А. Булгаков - драматург и художественная культура его времени. - М.,
1988.

8. Иняхин А. Танго на закате//Театр. - 1989. - №8.

9. Гуськов Н. От карнавала к канону. Русская комедия 20-х г. – Спб,. 2003.

10.Щеглов Ю. Конструктивистский балаган И. Эрдмана // НЛО. – 1998. - №3. – С.118-160

11.Сухих И. Самоубийца // Звезда. – 2003. - №12.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: