Сказание Авраама Палицина»

Бурные события начала 17 столетия нашли широкое отражение в литературе. Публицистический характер, оперативно откликаются на запросы времени, отражают интересы различных соц. групп, участвующих в борьбе.

«Повесть 1606 года» создан монахом Троице-Сергиева монастыря.

Повесть активно поддерживает политику боярского царя Василия Шуйского, описывает единение Шуйского с народом.

Причины смуты и «настроения» в Московском государстве автор повести усматривает в пагубном правлении Бориса Годунова, который злодейским убийством царевича Дмитрия прекратил существование рода законных царей московских.

Повесть затем была переработана в «Иное сказание». Она написана в традиционной книжной манере.

Противостоят повести, отрицают интересы дворянства и посадских торгово-ремесленных слоёв населения.

^ «НОВАЯ ПОВЕСТЬ О ПРЕСЛАВНОМ РОССИЙСКОМ ЦАРСТВЕ».1610-1611

Повесть обращалась к людям, звала к активным действиям против польских захватчиков.

Резко обличала предательскую политику боярской власти, кот. превратилась в домашнего врага. Разоблачались польских магнатов и их главаря Сигизмунда 3.

Идеал патриота - патриарх Гермоген.

В повести отсутствуют исторические экскурсы, она наполнена злободневным материалом. Деловая энергичная речь сочетается с взволнованным патетическим призывом.

«СКАЗАНИЕ «АВРААМА ПАЛИЦЫНА.

Сказание состоит из ряда самостоятельных произведений:

1. Исторический очерк о событиях от смерти Грозного до воцарения Шуйского.

2. Описание осады Троице-Сергиева монастыря, которая продолжалась 16 месяцев.

3. Последние месяцы правления Шуйского.

В произведении даётся изложение исторических событий 1584-1618.

Ценность составляет его фактический материл с изображением героических ратных подвигов крестьян монастырских сёл.

В целом же «Сказание» - эпическое произведение, но в нём использованы драматические и лирические элементы. В ряде случаев Авраамий прибегает к манере ритмического сказа, включая в повествование рифмованную речь.


^ 52. Эволюция развития жанра жития в 17 веке. «Житие Юлиании Лазаревской».

В 17 веке житие постепенно переходит в бытовую повесть, а затем в автобиографическую исповедь. Каноны жития разрушаются вторжением бытовых реалий, фольклорной легенды.


«ПОВЕСТЬ О ЮЛИАНИИ ЛАЗАРЕВСКОЙ»-1-я в лит-ре биография женщины-дворянки. Написал это житиё её сын, это произведение вошло в 51 список и было составлено 2 редакции.

Житие фактически носит светский характер.

Повесть изображает положение замужней женщины в большой дворянской семье, её бесправие и многочисленные обязанности.

Она утверждает святость подвига высоконравственной мирской жизни, служения людям.

Здесь ещё не полностью отошли от агиографической традиции, с ней связано начало повести.

Юлиания Лазаревская - олицетворение доброты, терпения, желания помочь близким. Она так много трудится, что ей даже некогда ходить в церковь. Образ Юлиании Лазаревской не идеален; это женщина, окружённая бытом и рядовыми сложностями.

Традиционные мотивы религиозной фантастики: бесы хотят убить Юлианию. но вмешательство святого Николая спасает её.

Переплетены элементы бытовой повести с элементами житийного жанра, но преобладают повествовательные бытовые элементы.

Интерес к частной жизни человека, его поведению в быту.


^ 53. Воинская повесть. «Поэтическая повесть об осадном сидении донских казаков».

Жанр воинской повести в 17 веке претерпевает изменения, подвергается демократизации. Исторические факты вытесняются художественным вымыслом, большую роль начинают играть занимательный сюжет, мотивы и образы устного народного творчества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: