Новаторство драматургии Фонвизина (Недоросль)

Комедия Ф. «Недоросль» - окончена в 1782 г. Это первая социально-политическая комедия, пронизанная антикрепостническим пафосом. И хотя Фонвизин, несмотря на смелость обличения социальных пороков в обще-государственном масштабе, будучи просветителем, не осознавал необходимости полной отмены крепостного права, а хотел лишь его ограничения введением «фундаментальных» законов, что нашло отражение в указе об опеке Простаковой, тем не менее его комедия, вскрывшая причины и следствия злонравия помещиков, пагубность крепостичества, давала возможность делать далеко идущие выводы. «Недоросль» - комедия, в которой побеждает реалистический принцип видения и отражения характеров.

Ф. показывает, что появление Простаковых – следствие крепостнического уклада жизни, который развращающе влияет на помещиков.

Теме воспитания Ф. уделяет важнейшее место в комедии.

Положение избалованного барчука и пример матери развили в Митрофанушке задатки будущего крепостника. Он груб с Еремеевной, с учителями.

Образы персонажей комедии, и прежде всего Простаковой, Митрофана и Скотинина, во многом гротескны, но это лишь усиливает их верность действительности. Сатирически нарисован образ Скотинина, заботящегося об одних свиньях и почитающего своих людей хуже скотов.

Скотолюбие Простаковых и Скотининых только подчеркивало их бесчеловечность в отношении крепостных крестьян.

Отрицательным персонажам в комедии противопоствлены честные и благородные дворяне, выразители авторских идей: Стародум, Правдин, Милон и Софья. И хотя эти персонажи уступают отрицательным типам в глубине реалистического показа, тем не менее их изображение нельзя назвать схематичным. Ф. стремится вдохнуть жизнь в героев, показать значение воспитания. Стародум благороден, честен, его отличает глубина и ясность мысли, способность критически воспринимать недостатки и пороки действительности. Вместе с тем ему присуща горячность, вспыльчивость, в нем развито чувство иронии. Правдин – государственный чиновник, который своей честностью, серьезным отношением к исполнению обязанностей представлял собой явление хотя и не столь частое в русской жизни того времени, но и не надуманное. Ему принадлежат слова о «злонравных невеждах», употребляющих во зло свою власть над людьми.

Устами Стародума Ф. резко обличает не только мир Скотининых и Простаковых, но и двор Екатерины II. В этом образе писатель воплощает свои представления об идеально честном дворянине, друге честных людей. В разговоре с Правдиным Стародум противопоставляет эпоху Петра I царствованию Екатерины.

В основу сюжета, согласно традиции классицизма, положена любовная интрига, но Фонвизин подчиняет ее задачам социальной сатиры. Любовь Софьи и Милона способствует прояснению характеров корыстолюбивых, злонравных помещиков. Характерно, что комедия не кончается благополучным решением судьбы Софьи и Милона. Развязка комедии – оглашение Правдиным указа об опеке, вызвавшего новый прилив бешенства Простаковой.

В «Недоросле» нарушается замкнутость комедийного жанра: рядом с комическими сценами – серьезные, поучительные разговоры, подчас драматические ситуации. Все это способствовало разрушению классицизма, усилению реалистических тенденций в драматургии Фонвизина. Вместе с тем в «Недоросле» сохраняется рационалистическая структура комедии, соблюдены единство места, времени и внешне единство действия, однако оно нарушается введением ряда бытовых сцен, которые необязательны для развития основного сюжета, но позволяют воспроизвести жизнь во всей ее повседневной сложности.

Новаторство Фонвизина находит выражение в создании социально-политической комедии, насыщенной реальным, жизненным материалом, типическими характерами в их индивидуальном проявлении (это относится прежде всего к отрицательным персонажам), в показе влияния окружающей среды, воспитания на формирование характера человека. Персонажи комедии даны в сложных взаимоотношениях. Фонвизин мастерски пользуется речевой характеристикой, язык персонажей индивидуализирован. Если характер Простакова фактически ясен с начала его появления на сцене – он под башмаком у своей супруги, то характер Простаковой сложен. Казалось бы, все человеческие чувства чужды ей. Она жестока, деспотична. Но как меняется ее поведение в разговоре с Правдиным, Стародумом. Ложь и подобострастие, зависть и лесть – черты, которые раскрываются в ней.

Художественный метод писателя-сатирика, вскрывающего «раны и болезни нашего общества» (Гоголь), стоит у истоков русского критического реализма.

(просветительский реализм).

полемика Фонвизина с Екатериной на страницах «Собеседника»

Борьба Ф. с Екатериной II и царствующим в стране злом особенно усилилась в 1782-1783 гг. Она развернулась на страницах журнала Академии наук «Собеседник любителей российского слова». Это был наиболее значительный журнал. «Собеседник издавался частями, и сроки выхода этих частей были неопределенны. Большое место в журнале отводилось «Запискам касательно русской истории» - тенденциозному произведению Екатерины, преследовавшим определенные политические цели. Здесь же, в «Собеседнике» печатает Екатерина и фельетоны «Были и небылицы». Это попытка возродить улыбательную сатиру «Всякой всячины», но если раньше она встретила отпор со стороны Новикова, то теперь в смелую полемику с ней вступил Фонвизин, напечатавший в 3 книжке «Вопросы» к автору «Былей и небылицей». Полемика носила ярко выраженный политический характер, недаром Екатерина была возмущена «дерзостью» Фонвизина. В «Вопросах» он касался внутреннего положения в стране: фаворитизма, отсутствия гласности в суде, нравственного разложения дворянства.

В той же книжке, где были напечатаны «Вопросы», Екатерина поместила ответы. Так, Фонвизин спрашивал: «Отчего в век законодательный никто в сей части не помышляет отличиться?»

Ответ был категоричен: «Оттого, что сие не есть дело всякого».

Фонвизин: «От чего известный и явные бездельники принимаются везде равно с честными людьми?»

«Отчего много добрых людей видим в отставке?»

«отчего в прежние времена шуты, шпыни и балагуры чинов не имели, а нынче имеют, и весьма большие?»

Последний вопрос, в котором был намек на приближенного Екатерины Льва Нарышкина, вызвал особенно резкую отповедь:

Она написала в ответе, что «сей вопрос родился от свободоязычия, которого наши предки не имели».

Рассматривая полемику Фонвизина с Екатериной, Добролюбов писал об «Ответах» Екатерины: «Только ответы эти такого рода, что большая часть их уничтожает вопросы, не разрешая их.

Не была разрешена к напечатанию в «Собеседнике» еще одна публицистическая статья Фонвизина «Всеобщая придворная грамматика» (1783), в которой сатирическому осмеянию подвергались приближенные императрицы.

Екатерина не могла простить Ф. его независимости и «дерзости» в полемике с ней на страницах «Собеседника». Весной 1788 был запрещен его журнал «Друг честных людей, или Стародум».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: