Начало второго десятилетия – романтизм занимает ключевое место в динамике литературных направлений в России, обнаруживая свое национальное своеобразие. Перед нами направление процесса, его темп, форсированность, – если сравнивать со старшими «романтизмами» европейских литератур.
На фоне западноевропейских культур русский романтизм выглядел одновременно и как менее и как более романтичный: он уступал им в богатстве, разветвленности, широте общей картины, но превосходил в определенности некоторых конечных результатов.
Гражданский романтизм – жажда освобождения родного края, «дело чести и отчизны», как у Войнаровского. Но и будучи общественной, мотивировка, как правило, конкретизируется.
Реализм. Примерно на рубеже 20 – 30-х годов, еще в период господства романтизма, зарождается реализм. В течение 30-х годов оба направления сосуществуют, но в начале следующего десятилетия реализм играет доминирующую роль, при этом романтизм полностью не пресекается.
Яркие признаки реализма наметились еще в басенном творчестве Крылова и в знаменитой комедии Грибоедова. Переход к реализму совершается в творчестве Пушкина. Направление закрепляется в произведениях Гоголя.
|
|
Реализму присущ художественный интерес к действительности. Поскольку реализм – приемник романтизма, то романтическое отчуждение, романтический персонаж, романтический конфликт подвергались переосмыслению и переакцентировке по направлению к художественному анализу и художественной критики. Наиболее отчетливо это прослеживается в «Евгение Онегине», в сравнении анализа характеров Онегина и Ленского. Онегин – представитель реализма, Ленский еще принадлежит романтизму.
Осмысление и переосмысление типа романтика – постоянная тема русской литературы. Смысл реализма состоял в объективно ровном освещении противоположных персонажей, т.е. установлении некоего их равенства перед лицом действительности, что нашло отражение в конструировании особого диалогического конфликта.
Реалистический герой отделялся от автора, контрастировал с ним; отсюда вытекало такое свойство первых реалистических произведений, как установление «разности» между героем и его творцом.
В реализме ироническое отстранение все решительнее захватывало главные романтические ценности, но не размывало очертание характера, а служило целям его более рельефной обрисовки.
Создание характеров, типов – безусловный признак реализма, получивший со временем все больший и больший вес, что отразило и преемственность, и отталкивание от романтизма. Реализм поставил целью дать форму самой психологической текучести и глубине, результатом чего явилась целая галерея замечательный открытий – открытий характеров.
|
|
Тенденция к переосмыслению и отстранению романтических ценностей, к установлению «разности» (слово Пушкина) между героем и автором, к рельефной и глубокой характерологии сопровождалась в реализме изменением предмета изображения. Здесь особенно видно своеобразие реализма русского. Смена предмета изображения осуществлялась в реализме не от высокого к низкому, как логично следовало бы ожидать, а от высокого к среднему, то есть эстетически нейтральному, лишенному резко негативной окраски, представляющему не нарочитое зло, а скорее будничный порок, не экстраординарное, а обыкновенное.
Ещё:
1801-1815 Жуковский поладил начало образованию нового течения – элегическому романтизму с перерода элегии Грея «Сельское кладбище». Он печатается в северном вестнике, его направление можно назвать неоклассицизмом. В его стихи много определенности и ясности. Он не принимает современную действительность, он призывает к свободе от лжи и мелочности света. Последователем стал поэт Козлов с балладой «Сон невесты».
Центральными идеями романтизма стали: свобода, личность(признании ее высокого достоинства, безусловной ценности, свободы и равенства с другими личностями), идея человека.
1815 – «Арзамас» Жуковский, Тургенев, Дашков, Блудов, Жихарев, Уваров, Пушкин, Батюшков. Это не было единым литературным направлением, все объединялись против классицизма. Появление Пушкина сулило революционно-романтическое течение, что было неприемлемо для арзамазцев – это привело к распаду общества к 1818г.
Реалистическое направление развивал Андрей Ефимович Измайлов – «Евгений, или пагубные следствия дурного воспитания и сообщества». Лень, жестокость, невежество, безнравственность, привитые с детства крепостнические убеждения – таковы основные черты молодого барина Евгения Негодяев. Роман имеем антидворянскую направленность, антикрепостническая направленность затронута менее и выражается в духе сочувствия крестьянам.