Курс 2, семестр 4

II. Цели и задачи дисциплины. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Цель курса- осмысление этапов и закономерностей развития русской литературы (от фольклора до литературы конца XIX века)

Программа курса «История отечественной литературы» предполагает решение следующих задач:

- дать представление о характере общекультурного и историко – литературного процесса в России (от фольклора до литературы конца XIX века);

- познакомить с содержанием основных художественных методов и направлений;

- рассмотреть этико-эстетические особенности творчества писателей, оказавших существенное влияние на формирование духовного облика определенной эпохи;

- ознакомить с важнейшими научными и критическими работами по рассматриваемым историко-литературным проблемам;

- углубить навыки самостоятельного анализа литературного произведения;

- создать условия для повышения эмоционально-личностного отношения к русской литературе.

Решающую роль в успешном изучении литературного материала играет самостоятельная работа студента (работа с учебной литературой, материалами лекций, научной и критической литературой, просмотр учебных и художественных фильмов, спектаклей, написание рецензий, отзывов, эссе). Соответственно, программа оснащена библиографией, включающей научные, учебные, справочные издания, а также литературу по творчеству рассматриваемых в курсе писателей. На заключительном этапе изучения дисциплины студенты представляют результаты своих проектов.

Место дисциплины в учебном процессе: курс рассчитан на один семестр, предназначен для студентов II года обучения по специальностям «Связи с общественностью», «Издательское дело и редактирование» и изучается во взаимодействии с курсами «История отечества», «История зарубежной литературы»

III. Тематический план для специальности «Связи с общественностью» и «Издательское дело и редактирование»

(с распределением общего бюджета времени в часах)

Раздел дисциплины, содержание Аудиторные занятия (часов) Методические указания студентам Внеаудиторная СРС  
Самостоятельная работа студента (темы для самостоятельного изучения, домашние задания по подготовке к практическим занятиям) Формы контроля (промежуточного, текущего, итогового)  
Лекции Семинарские (практические) занятия  
1. Русское народное творчество как дописьменная форма культуры. Жанровое многообразие русского фольклора. 2/1   Изучение литературы по теме лекции, составление таблицы: Жанры русского фольклора    
2. Национальное своеобразие и специфика древнерусской литературы. 4/2   Составление таблицы: жанры древнерусской литературы; изучение литературы по теме лекции; просмотр фильма А. Тарковского «Андрей Рублев». текущий контроль: проверка таблиц; написание рецензии  
3. Формирование и развитие русского классицизма. 4/1   Оформление модели художественного метода    
4. Сентиментализм. Концепция личности в произведениях сентиментализма 1/1   Оформление модели художественного метода    
5.Национальное своеобразие русской литературы XIX в 2/2   Изучение литературы по теме лекции; оформление модели художественного метода    
6.Реалистическая комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Национальное своеобразие басен И.А. Крылова. 2/1   Изучение литературы по теме лекции, конспектирование статей к практическому занятию    
7. Возникновение романтизма. Творчество В.А. Жуковского. 2/2   Изучение литературы к практическому занятию № 1, подготовка докладов-презентаций, составление хронологических таблиц (жизнь и творчество поэта) текущий контроль. Проверка знания текстов наизусть  
8. Творчество поэтов пушкинского круга (К. Батюшков, Д. Веневитинов, А. Дельвиг, Д. Давыдов).     Заучивание стихотворений А.С. Пушкина Проверка знания текстов наизусть, проверка конспектов  
9. Этапы духовной и творческой эволюции А.С. Пушкина. Основные темы и мотивы его лирики. 3/2   Изучение литературы по теме лекции, изучение литературы к практическому занятию № 2 Выразительное чтение стихотворений А.С. Пушкина наизусть  
10. Роман «Евгений Онегин»: замысел, творческая история, особенности жанра, образ автора, лирические отступления, характеры героев.     Подготовить конспект научных статей по теме лекции    
11. Особенности прозы и поэм А.С. Пушкина 3/2   Индивидуальные рефераты: Нравственно-философская, национально-историческая проблематика драмы «Борис Годунов», Цикл «Маленькие трагедии» как художественное целое. Контрольная работа по творчеству и биографии А.С. Пушкина  
12. М.Ю. Лермонтов как выразитель идей и настроений эпохи «безвременья». Темы, мотивы лирики поэта. «Герой нашего времени». Своеобразие жанра и композиции. Проблема самопознания личности 4/3   Изучение литературы по теме лекции    
13. Мировоззрение Н.В. Гоголя. Проблема духовного развития личности в произведениях писателя. Поэма «Мертвые души»: замысел и воплощение. 5/3     Изучение литературы по теме лекции промежуточный контроль: проверка знания текстов Гоголя и Лермонтова  
14. Общественно-историческое движение в России II половины XIX в. Пути развития русской литературы этого периода. Основные темы, проблемы, произведения. 1/1   Изучение литературы по теме лекции, подготовка ответов на вопросы практического занятия № 3, заучивание стихотворений А. Фета    
15. Лирика А.Фета.     Конспектирование статей к практическому занятию № 4 Выразительное чтение стихотворений А. Фета  
16. Лирика Ф.И. Тютчева     Конспектирование статей к практическому занятию № 5, Ииндивидуальное сообщение: «Некрасов-журналист» Проверка знания поэтических текстов Ф.И. Тютчева наизусть  
17. Лирика Н.А. Некрасова       Выразительное чтение стихотворений Н.А. Некрасова, викторина по творчеству и биографии Тютчева, Фета, Некрасова  
18. Романное творчество И.А. Гончарова 2/2   Просмотр фильма Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова» Письменный ответ на вопрос: Каким предстает Обломов в романе и в фильме?  
19. Этапы творческой эволюции И.С. Тургенева. Этическое и эстетическое в произведениях писателя. 2/2   Изучение литературы по теме практического занятия № 6. Конспект статей Д.И. Писарева «Базаров», Н. Страхова «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», Антоновича «Асмодей нашего времени»    
20. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» как портрет русского общества 1860-х годов     Эссе: Герой эпохи середины XIX века.; Как русские писатели отвечают на вопросы: «Кто виноват» и «Что делать»? Моя позиция в дискуссии времени; Литературные герои, которым я симпатизирую Проверка конспектов критических статей  
21. А.Н. Островский как создатель национального театра 3/1   Просмотр спектаклей по произведениям А.Н. Островского на Омской сцене Написание рецензии на спектакль  
22. Творческий путь Л.Н. Толстого 4/3   Хронологическая таблица жизни и творчества писателя, изучение литературы по теме лекции, подготовка к практическому занятию № 7 текущий контроль (проверка конспектов статей)  
23. Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, жанр, духовные искания главных героев       текущий контроль (проверка знания текстов Гончарова, Толстого, Островского)  
24. Судьба и творчество Ф.М. Достоевского. Роман «Бедные люди» как дебютное произведение. Нравственно-философская проблематика романа «Преступление и наказание» 4/3   Чтение произведений писателя, конспектирование статей по теме лекции; подготовка докладов к учебно-практической конференции текущий контроль(проверка знания текстов Ф.М. Достоевского)  
25. Развитие литературы в 1880-1890-е годы. Творчество Н.С. Лескова, В.М. Гаршина, В.Г. Короленко (вариант)       текущий контроль(проверка знания текстов писателей конца XIX века)  
26. Творчество А.П. Чехова. Основные темы и мотивы в прозе и драматургии. 3/2   Конспект: Черты «новой драмы» в пьесах Чехова Консультация перед итоговым экзаменом  
27. Русская литература и современность (защита проектов)     Защита индивидуальных проектов    

В результате освоения дисциплины студент должен

- иметь представление о характере общекультурного и историко-литературного процесса в России (от фольклора до литературы конца XIX века);

- понимать национальную специфику отечественной литературы, ее отличительные особенности в сравнении с западноевропейской;

- осмыслить содержание этапов литературного развития в XIX веке (смена литературных школ, направлений, литературная борьба, кружки, общества, периодические издания);

- знать содержание основных произведений, биографии изучаемых в курсе писателей;

- уметь анализировать различные научные точки зрения, выявлять противоречия, признавая ценность и значимость «другой» позиции;

- владеть навыками анализа и интерпретации художественного текста и произведений других видов искусства.

Данная дисциплина способствует формированию следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

- способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий новые знания, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать и передавать ее;

- умение работать в группе, вести дискуссию, слушать преподавателя и других выступающих;

- формирование эмоционально-личностного отношения к отечественной литературе: способность соотносить собственное видение мира с видением мира автора художественного произведения, собственные ценности – с ценностями, отраженными в произведении; понимание современного звучания классических текстов;

- креативная компетенция: сочинение эссе, рецензии, анализ эпизода, устные и письменные ответы на проблемные вопросы;

- способность моделировать публичное выступление с использованием традиционных и современных методик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: