double arrow

Курс 2, семестр 4

II. Цели и задачи дисциплины. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Цель курса-осмысление этапов и закономерностей развития русской литературы (от фольклора до литературы конца XIX века)

Программа курса «История отечественной литературы » предполагает решение следующих задач:

- дать представление о характере общекультурного и историко – литературного процесса в России (от фольклора до литературы конца XIX века);

- познакомить с содержанием основных художественных методов и направлений;

- рассмотреть этико-эстетические особенности творчества писателей, оказавших существенное влияние на формирование духовного облика определенной эпохи;

- ознакомить с важнейшими научными и критическими работами по рассматриваемым историко-литературным проблемам;

- углубить навыки самостоятельного анализа литературного произведения;

- создать условия для повышения эмоционально-личностного отношения к русской литературе.

Решающую роль в успешном изучении литературного материала играет самостоятельная работа студента (работа с учебной литературой, материалами лекций, научной и критической литературой, просмотр учебных и художественных фильмов, спектаклей, написание рецензий, отзывов, эссе). Соответственно, программа оснащена библиографией, включающей научные, учебные, справочные издания, а также литературу по творчеству рассматриваемых в курсе писателей. На заключительном этапе изучения дисциплины студенты представляют результаты своих проектов.




Место дисциплины в учебном процессе: курс рассчитан на один семестр, предназначен для студентов II года обучения по специальностям «Связи с общественностью», «Издательское дело и редактирование» и изучается во взаимодействии с курсами «История отечества», «История зарубежной литературы»

III. Тематический план для специальности «Связи с общественностью» и «Издательское дело и редактирование»

( с распределением общего бюджета времени в часах)

Раздел дисциплины, содержание Аудиторные занятия (часов) Методические указания студентам Внеаудиторная СРС  
Самостоятельная работа студента (темы для самостоятельного изучения, домашние задания по подготовке к практическим занятиям) Формы контроля (промежуточного, текущего, итогового)  
Лекции Семинарские (практические) занятия      
1. Русское народное творчество как дописьменная форма культуры. Жанровое многообразие русского фольклора. 2/1   Изучение литературы по теме лекции, составление таблицы: Жанры русского фольклора    
2. Национальное своеобразие и специфика древнерусской литературы. 4/2   Составление таблицы: жанры древнерусской литературы; изучение литературы по теме лекции; просмотр фильма А. Тарковского «Андрей Рублев». текущий контроль: проверка таблиц; написание рецензии  
3. Формирование и развитие русского классицизма. 4/1   Оформление модели художественного метода    
4. Сентиментализм. Концепция личности в произведениях сентиментализма 1/1   Оформление модели художественного метода    
5.Национальное своеобразие русской литературы XIX в 2/2   Изучение литературы по теме лекции; оформление модели художественного метода    
6.Реалистическая комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Национальное своеобразие басен И.А. Крылова. 2/1   Изучение литературы по теме лекции, конспектирование статей к практическому занятию    
7. Возникновение романтизма. Творчество В.А. Жуковского. 2/2   Изучение литературы к практическому занятию № 1, подготовка докладов-презентаций, составление хронологических таблиц (жизнь и творчество поэта) текущий контроль. Проверка знания текстов наизусть  
8. Творчество поэтов пушкинского круга ( К. Батюшков, Д. Веневитинов, А. Дельвиг, Д. Давыдов).   Заучивание стихотворений А.С. Пушкина Проверка знания текстов наизусть, проверка конспектов  
9. Этапы духовной и творческой эволюции А.С. Пушкина. Основные темы и мотивы его лирики. 3/2   Изучение литературы по теме лекции, изучение литературы к практическому занятию № 2 Выразительное чтение стихотворений А.С. Пушкина наизусть  
10. Роман «Евгений Онегин»: замысел, творческая история, особенности жанра, образ автора, лирические отступления, характеры героев.   Подготовить конспект научных статей по теме лекции    
11. Особенности прозы и поэм А.С. Пушкина 3/2   Индивидуальные рефераты: Нравственно-философская, национально-историческая проблематика драмы «Борис Годунов», Цикл «Маленькие трагедии» как художественное целое. Контрольная работа по творчеству и биографии А.С. Пушкина  
12. М.Ю. Лермонтов как выразитель идей и настроений эпохи «безвременья». Темы, мотивы лирики поэта. «Герой нашего времени». Своеобразие жанра и композиции. Проблема самопознания личности   4/3   Изучение литературы по теме лекции    
13. Мировоззрение Н.В. Гоголя. Проблема духовного развития личности в произведениях писателя. Поэма «Мертвые души»: замысел и воплощение.   5/3     Изучение литературы по теме лекции   промежуточный контроль: проверка знания текстов Гоголя и Лермонтова  
14. Общественно-историческое движение в России II половины XIX в. Пути развития русской литературы этого периода. Основные темы, проблемы, произведения .   1/1   Изучение литературы по теме лекции, подготовка ответов на вопросы практического занятия № 3, заучивание стихотворений А. Фета    
15. Лирика А.Фета.     Конспектирование статей к практическому занятию № 4 Выразительное чтение стихотворений А. Фета  
16. Лирика Ф.И. Тютчева   Конспектирование статей к практическому занятию № 5, Ииндивидуальное сообщение: «Некрасов-журналист» Проверка знания поэтических текстов Ф.И. Тютчева наизусть  
17. Лирика Н.А. Некрасова     Выразительное чтение стихотворений Н.А. Некрасова, викторина по творчеству и биографии Тютчева, Фета, Некрасова  
18. Романное творчество И.А. Гончарова 2/2   Просмотр фильма Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова» Письменный ответ на вопрос: Каким предстает Обломов в романе и в фильме?  
19. Этапы творческой эволюции И.С. Тургенева. Этическое и эстетическое в произведениях писателя. 2/2   Изучение литературы по теме практического занятия № 6. Конспект статей Д.И. Писарева «Базаров», Н. Страхова «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», Антоновича «Асмодей нашего времени»    
20. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» как портрет русского общества 1860-х годов   Эссе: Герой эпохи середины XIX века.; Как русские писатели отвечают на вопросы: «Кто виноват» и «Что делать»? Моя позиция в дискуссии времени; Литературные герои, которым я симпатизирую Проверка конспектов критических статей  
21. А.Н. Островский как создатель национального театра 3/1   Просмотр спектаклей по произведениям А.Н. Островского на Омской сцене Написание рецензии на спектакль  
22. Творческий путь Л.Н. Толстого 4/3   Хронологическая таблица жизни и творчества писателя, изучение литературы по теме лекции, подготовка к практическому занятию № 7 текущий контроль (проверка конспектов статей)  
23. Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, жанр, духовные искания главных героев     текущий контроль (проверка знания текстов Гончарова, Толстого, Островского)  
24. Судьба и творчество Ф.М. Достоевского. Роман «Бедные люди» как дебютное произведение. Нравственно-философская проблематика романа «Преступление и наказание» 4/3   Чтение произведений писателя, конспектирование статей по теме лекции; подготовка докладов к учебно-практической конференции текущий контроль(проверка знания текстов Ф.М. Достоевского)  
25. Развитие литературы в 1880-1890-е годы. Творчество Н.С. Лескова, В.М. Гаршина, В.Г. Короленко (вариант)     текущий контроль(проверка знания текстов писателей конца XIX века)  
26. Творчество А.П. Чехова. Основные темы и мотивы в прозе и драматургии. 3/2   Конспект: Черты «новой драмы» в пьесах Чехова Консультация перед итоговым экзаменом  
27. Русская литература и современность (защита проектов)   Защита индивидуальных проектов    

В результате освоения дисциплины студент должен



- иметь представление о характере общекультурного и историко-литературного процесса в России (от фольклора до литературы конца XIX века);

- понимать национальную специфику отечественной литературы, ее отличительные особенности в сравнении с западноевропейской;

- осмыслить содержание этапов литературного развития в XIX веке (смена литературных школ, направлений, литературная борьба, кружки, общества, периодические издания);

- знать содержание основных произведений, биографии изучаемых в курсе писателей;

- уметь анализировать различные научные точки зрения, выявлять противоречия, признавая ценность и значимость «другой» позиции;

- владеть навыками анализа и интерпретации художественного текста и произведений других видов искусства .

Данная дисциплина способствует формированию следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

- способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий новые знания, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать и передавать ее;

- умение работать в группе, вести дискуссию, слушать преподавателя и других выступающих;

- формирование эмоционально-личностного отношения к отечественной литературе: способность соотносить собственное видение мира с видением мира автора художественного произведения, собственные ценности – с ценностями, отраженными в произведении; понимание современного звучания классических текстов;

- креативная компетенция: сочинение эссе, рецензии, анализ эпизода, устные и письменные ответы на проблемные вопросы;

- способность моделировать публичное выступление с использованием традиционных и современных методик.






Сейчас читают про: