Практическое занятие № 3

ЛИТЕРАТУРА

IV. Итоги занятия.

Жанрово-композиционное своеобразие романа

А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Ключевые понятия: роман, роман в стихах, лирические отступления, «онегинская строфа»

I. Замысел, композиция, жанр романа («Это лучшее мое произведение»; «пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь донельзя»; «пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница»). В чем отличие романа от романа, написанного стихами? Как надо понимать авторское высказывание «свободный роман»? Образ автора в произведении, лирические отступления, структурные и содержательные особенности онегинской строфы.

II. Историзм и энциклопедизм романа. Картины жизни, нравов русского общества 1820-х годов, его ценности и идеалы. «Роман А.С. Пушкина есть идеальная формула русской жизни» (Н.Н. Скатов). Покажите на конкретных примерах.

III. Система образов: Онегин, Ленский, Татьяна.

Обдумайте вопросы:

1. Образ жизни, воспитание, система ценностей Евгения Онегина (на примере 1 главы романа).

2. В чем принципиальная разница между автором и героем (по 1 главе).

3. Общее и особенное в образе жизни и характере Онегина и Ленского?

4. Почему Онегин, не желая смерти Ленского, все же убивает его на дуэли? Роль этой сцены в судьбах героев и в авторском замысле произведения?

5. Какие условия способствовали формированию «русской души» Татьяны?

6. Сон Татьяны в общем замысле романа.

7. Какие «открытия» сделала для себя Татьяна, посетив дом Онегина (7 глава), и какая тайна души героини ускользает от Онегина при встрече с нею в светском обществе (8 глава)?

8. В чем сходство и различие между письмом Татьяны и письмом Онегина?

9. Почему Татьяна, любя Онегина, все же отвергает его чувства? Сравните высказывания В.Г. Белинского и Ф.М. Достоевского о сцене последней встречи героев. Выскажите свое мнение, опираясь на текст произведения.

1. Каковы причины трагедии героев?

2. Когда, как и почему автор становится активным участником событий, высказывает свое отношение к происходящему?

3. Почему финал носит «открытый» характер?

4. Как стиль пушкинского повествования отражает общий замысел романа?

5. Как поэту удалось из «пестрых глав» создать целостное поэтическое произведение?

V. Индивидуальное сообщение: Роман А.С. Пушкина в критике В.Г. Белинского.

1. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина (1843-1846). Ст. 8,9 (любое издание).

2. Достоевский Ф.М. О русской литературе. М., 1987. С.91-101, 301-315.

3. Кошелев В.А. «Онегина» воздушная громада. СПб., 1999.

4. Лотман Ю.М. «Евгений Онегин». Комментарий. СПб., 1995.

5. Лотман Ю.М. Своеобразие художественного построения «Евгения Онегина»// Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.

6. Михайлова Н.И. «Собранье пестрых глав». О романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». М., 1994.

7. Турбин В.Н. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». М., 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: