СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Объем курса и виды учебной работы
Цели и задачи изучения курса
ЛИТЕРАТУРА конца XX в. – начала XXI в.
Основная цель курса – составить представление о художественном своеобразии и особенностях развития литературы 60–90-х гг. XX в., обеспечив на материале курса основу для понимания последующего этапа в развитии русской литературы.
Задачи курса:
- сформировать представления об историко-культурном контексте и общих закономерностях и тенденциях развития литературного процесса в 60–90-х гг. 20 века;
- познакомить с исследованиями по проблемам литературы данного периода и дать их осмысление;
- раскрыть ключевые понятия и термины курса.
Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения курса студент должен
знать содержание и художественные особенности литературных произведений данного этапа, закономерности, тенденции историко-литературного процесса; основные термины и понятия;
|
|
уметь анализировать литературное произведение как художественно-эстетическое явление; пользоваться научной и справочной литературой;
владеть навыками анализа художественного текста; творческого применения полученных знаний.
Вид учебной работы | |
Общая трудоемкость дисциплины | |
аудиторных | |
лекций | |
практических | |
лабораторных | – |
самостоятельная работа | |
Вид итогового контроля 9 семестр | экзамен |
№ | Наименование раздела курса | Всего | Л | ПЗ | Самост. работа |
Общественно-литературный процесс во второй половине ХХ века. Общая характеристика. | |||||
Творчество А.Т. Твардовского. | - | ||||
Лирическая поэзия 60-х гг. | |||||
Молодежная проза 60-х гг. | |||||
Военная проза 60–80-х гг. | |||||
Деревенская проза 60–70-х гг. | |||||
Драматургия второй половины ХХ века. Основные тенденции. | |||||
Философский роман 80-х гг. | |||||
Идея свободы в литературном процессе 60–80-х гг. | |||||
Своеобразие литературной ситуации второй половины 80-х–2000 гг. | |||||
Общая трудоемкость (час.) |
Тема 1. Общественно-литературный процесс во второй половине ХХ века. Общая характеристика.
Общественно-политическая жизнь 60-х годов. Оттепель как особая духовная ситуация. Элементы нового в литературной жизни.
Тема 2. Творчество А.Т. Твардовского.
Эстетическая система А.Т. Твардовского, основные этапы творческого пути.
Тема 3. Лирическая поэзия 60-х гг.
|
|
Специфика лирической поэзии 60-х годов. Публицистическая и камерная тенденции. Бардовская поэзия как специфическое явление камерной поэзии.
Тема 4. Молодежная проза 60-х гг.
Молодежная проза 60-х годов и ее эволюция во времени. Типологические черты: особый тип героя-протестанта, формы выражения протеста, специфика бытовых реалий и их функция в прозе шестидесятников.
Тема 5. Военная проза 60–80-х гг.
Стилевое многообразие военной прозы: социально-бытовая, лирико‑ романтическая, условно-философская, народно-эпическая военная проза. Документально-художественная проза о войне. Повесть В. Астафьева «Пастух и пастушка».
Тема 6. Деревенская проза 60–70-х гг.
Социально-историческая и онтологическая деревенская проза. Произведения Ф. Абрамова, В. Тендрякова, В. Распутина, В. Астафьева и др. «Праведники» и «грешники» в деревенской прозе 60–70-х гг. Сопоставительный анализ типологии характеров в произведениях В. Распутина и В. Шукшина.
Тема 7. Драматургия второй половины ХХ века. Основные тенденции.
Драматургия второй половины ХХ века. Творчество А. Вампилова. Духовная провинция в драматургии А. Вампилова.
Тема 8. Философский роман 80-х гг.
Философский роман 80-х как фокус литературного процесса 60–80-х годов. Творчество Ч. Айтматова.
Тема 9. Идея свободы в литературном процессе 60–80-х гг.
Идея свободы как синтезирующее начало в литературном процессе 60–80-х годов. Творчество В. Шаламова, А. Солженицына, Ю. Домбровского, В. Гроссмана, Г. Владимова и др. Человек свободный в романе Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей».
Тема 10. Своеобразие литературной ситуации второй половины 80-х–2000-х гг.
Своеобразие литературной ситуации второй половины 80-х–2000-х годов. Постмодернизм и постреализм как явления новой художественной системы. Проза Т. Толстой как явление постмодернизма. Проза Л. Петрушевской как феномен постреализма.
Методические рекомендации преподавателю
По каждой теме курса предполагается проведение аудиторных занятий и самостоятельной работы, т. е. чтение лекций, разработка реферативного сообщения, вопросы для контроля знаний.
Подготовка и проведение лекций и практических занятий должны предусматривать определенный порядок.
Для подготовки студентов к практическому занятию на предыдущей лекции преподаватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную и периодическую литературу, рассказать о порядке и методике его проведения.
Методы проведения практических занятий весьма разнообразны и могут применяться в различных сочетаниях. Наиболее распространенными являются: вопросно-ответные, дискуссионные, семинарские, научных сообщений по отдельным вопросам темы, реферирование, занятия-практикумы, решение тестов, выполнение контрольных работ и другие. Важное место занимает подведение итогов практического занятия: преподаватель должен не только раскрыть теоретическое значение обсуждаемых проблем, но и оценить слабые и сильные стороны выступлений.
Методические рекомендации студенту
Подготовка к практическому занятию должна включать в себя четыре момента:
1) чтение произведения (произведений), определенных планом практического занятия;
2) работа над теоретико-литературными понятиями, необходимыми для решения задач, установленных планом занятия;
3) составление выписок из рекомендованной научной литературы в строгом соответствии с планом занятия;
При работе над темами, определенными для самостоятельного изучения, необходимо:
1) прочитать произведение (произведения), установленные программой курса;
2) проработать соответствующий раздел учебника и сделать необходимые минимальные выписки (хронология жизни и творчества, даты выхода в свет или написания наиболее значительных произведений, оценка литературной критикой и современным литературоведением);
|
|
3) прочитать и сделать выписки из рекомендованной научной литературы.