Особенности литературы 20-х годов

В сфере литературы раскол общества, завершившийся революцией и гражданской войной, выразился в том, что после 1917 года литературный процесс развивался по трем противоположным и часто почти непересекающимся направлениям.

Эмигрантская литература

В начале 20-х годов Россия познала эмиграцию миллионов русских людей, не желавших подчиниться большевистской диктатуре.

И. Бунин, А. Куприн, В. Набоков, И. Шмелев, М. Цветаева.

Оказавшись на чужбине, они не только не поддались ассимиляции, не забыли язык и культуру, но создали — в изгнании, в чужой языковой и культурной среде — литературу диаспоры, русского рассеяния.

Потаенная литература

Создавалась художниками, которые не имели возможности или же принципиально не хотели публиковать свои произведения. А. Платонов «Чевенгур» и «Котлован»,М. Булгаков «Мастер и Маргарита»,А. Ахматова «Реквием»

Советская литература

Создавалась в нашей стране, публиковалась и находила путь к читателю. Эта ветвь отечественной литературы испытывала на себе самое мощное давление политического пресса. В 20-х годах были такие литературные направления как:

Реализм:

Реализм пытался адаптироваться к мироощущению человека XX столетия, к новым философским, эстетическим реалиям. Обновленный реализм.

Социалистический реализм, новая эстетика, в основе которой лежит утверждение нормативных характеров в нормативных обстоятельствах.

Модернизм:

Рождает жанр антиутопии (Замятин Е. «Мы») – произведения о будущем, которое рисуется отнюдь неидеальным и светлым, в этих произведениях предсказывается такое мироустройство общества, при котором человеческая личность будет обесценена, подавлена властью машин или политической диктатурой.

20-е годы это время поиска и эксперимента в литературе.

Главной темой в литературе было изображение революции и гражданской войны:

М. Булгаков «Белая гвардия»,Фурманов «Чапаев»,Б. Пильняк «Голый год»,А. Серафимович «Железный поток»,М. Шолохов «Донские рассказы»,А. Малышкин «Падение Дайра»,И. Бабель«Конармия»,А. Веселый «Россия, кровью умытая».

Художники широко использовали гротеск, фантастику, иронию и сатиру:

М. Зощенко Рассказы

А. Платонов «Город Градов»

М. Булгаков «Собачье сердце»

Е. Замятин «Мы»

И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»

А. Грин «Алые паруса» и «Бегущая по волнам»

С 1929 года начинается всё меняться:

-Этот год ознаменовал начало травли М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пильняка.

-С этого года было резко нарушено относительное равновесие сил.

-В литературу перенеслись методы беспощадной политической борьбы.

-Наступало новое время с новыми героями и новым пониманием вещей в произведениях.

-Это была общая драма русской интеллигенции, пережитая ею на рубеже 20-х и 30-х годов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: