Различия между иосифлянами и заволжскими старцами

Движение Стригольников.

Антицерковные и внутрицерковные группировки в период возвышения Москвы

Ноября.

В 13-14 веках русская церковь была очень связана с государственной властью, и связь была более сильной, чем в других государствах. В 1453 году пал Константинополь и связь стала еще более тесной, когда Россия избавилась от зависимости от константинопольского патриарха. 15 век — век очень неспокойный, век еретических течений — антицерковных группировок.

Они не признавали пострижения в монахи и перестригались — отсюда название. Другая версия: стригольники стригли сукно. Еретики считали, что внешняя обрядовая вера совершенно бездушная и мертвая. Они отрицали монастыри, монашество, святых, почитание икон, считали, что единственная стихия — внутренняя вера человека. Эта ересь возникла в Новгороде и Пскове, потому что это были феодальные республики, народ был очень активным: на вече кто громче кричит — тот и побеждает. А иногда даже дрались на реке Волхве.

Эта ересь распространилась и до Москвы и получила название «ересь Жидовствующих», что совсем не соответствовало ее сущности, потому что связи между этой ересью и иудаизмом не было. Вообще время было неспокойным. В 1492 году, например, ожидали конец света. Сам Иосиф Волоцкий, который подхватил это жидовствующее название назвал это время «временем пагубной богохульной бури». И он боролся против ереси, и в своих сочинениях с том числе. Написал сочинение «Просветитель», против ереси в том числе.

Вообще, монастырь — институт очень сложный, противоречивый. Внутри церкви было две группировки, которые боролись между собой:

1. Иосифляне — по имени предводителя Иосифа Волоцкого, который основал Волоцкий монастырь.

2. Заволжские старцы — это северные монастыри на верхнем течении Волги (по отношению к Москве, а не «за Волгой»). Старец — это наставник, необязательно старый человек. Во главе заволжких старцев стоял Нил Сорский. На реке Соре он основал первый в России скит. Как он понимал скитскую жизнь? Говорил, что отшельничество ведет к гордыне, считал, что в скиту должно жить небольшое количество людей — 2-3 человека, например, наставник со своими учениками. Заволжские старцы — скитские жители, жившие от трудов рук своих.

По каким вопросам они разошлись? Иосифляне Заволжские старцы
Вопрос о землевладении Стяжятели. Иофис Волоцкий скупал земли у бояр, а если скупаются земли, то и крестьяне принадлежали омнастырю. Он отдавал деньги в рост и очень часто отдавал деньги в рост своим же крестьянам — под проценты. Поэтому в его монастыре было очень много людей. Нестяжатели. Нил Сорский считал, что монастырям ничего не надо, никакого накопления, нельзя иметь рабов, нужно жить от трудов рук своих. Нестяжание — это одна из самых легких добродетелей, одно из самых легких обещаний, которое дает монах при постриге. Отрицание богатств было очень искренним.
Устройство монастыря Недемократическое. К Иосифу Волоцкому приходило много людей и это приводило к упадку дисциплины — люди шли в монастырь не для служения богу, а для сытой жизни, так что эти люди уронили монастырскую дисциплину. Иосиф Волоцкий был очень строгим, не кормил монахов досыта, горячую пищу давал только по праздникам. Устройство было недемократическим, потому что одни рубили лес, а другие читают книжки. Но при этом устройство монастыря было очень пышным. Демократическое. «Лес рубить должен и игумен, и служка, физический труд обязателен для всех, кто не работает, тот не есть, брать от крестьян ничего нельзя, только в крайних случаях» Каменных храмов они не строили, убранство в церкви они тоже не заводили. Для Нестяжателей была не важна внешняя красота, важно было внутреннее самосовершенствование, духовная жизнь монаха. Некий уголок справедливости. «Царство божие — внутри нас», так звучала их основная идея.
Отношение к великокняжеской власти Союз с властью. Сначала Иосиф Волоцкий относился к оппозицию, а потом в книжке выдвинул идею прославления и обожествления царской власти. Этой идее в 16 веке было суждено большое будущее, потому что на нее, например, ссылается Иван Грозный. Оппозиция. Нил Сорский происходил из богатого боярского рода — это боярская оппозиция, которой не повезло в политической жизни страны. Они считали себя выше политических интриг, не хотели этим заниматься, чувствовали иную власть — духовную. То, что это была оппозиция — подтверждает не только судьба Нила Сорского, но и его ученика — Басиана Патрикеева, который был насильно пострижен и отправлен в монастырь.
Отношение к еретикам. Смертная казнь. Иосиф Волоцкий расправлялся над еретиками жестоко — вырывал языки, сжигал и так далее. Хотя внешне он был очень красивым (в чем связь?) Отрицание казни. Выступали против смертной казни. Некоторых из них за это даже заточили в монастырь.

1503 год — прошел Собор, на котором закончилась борьба. Князь хотел выбрать теорию Нила Сорского о том, что монастырям ничего не нужно, потому что в таком случае землю можно было забрать себе. Иосиф Волоцкий высказался последним и привел 3 аргумента в пользу своего мнения: ни в одной религии нет нищих жильцов, деньги монастырям нужны для нормального функционирования — например, на еду, ремонт, и наконец сказал: «кто из порядочных людей пойдет в ваш монастырь, где ни есть ни пить нечего?», что там монастыри ждет упадок. Князь испугался и выбрал теорию иосифлян. Вот.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: