Тема 21. Модернизм

Тема 20. Итоги и перспективы общественного, духовного развития в литературе.

Традиция романа идей. Философская проблема определения сущности человека в романе Веркора «Люди или животные?» и особенности ее воплощения; проблематика и поэтика романов Р. Мерля о судьбах цивилизации. Изображение тоталитарной политики и идеологии в жанре антиутопии (О.Хаксли, Д.Оруэлл, Э.Берджес и др.). Сюжеты и образы героев, антигероев. Пространство и время. Язык как способ и предмет изображения. Поиск альтернативных путей развития цивилизации и культуры в научной и социальной фантастике. Конфликт и его раскрытие в символике романа Р.Бредбери «451* по Фаренгейту». Своеобразие жанра фэнтези, его взаимодействие с традициями архаической, классической, массовой мифологии и литературы. Мир Средиземья и его обитатели в произведениях Д.Р.Р.Толкина. Ситуация столкновения сил добра и зла. Художественное исследование механизмов мифотворчества и языкотворчества.

Своеобразие реалистического интеллектуализма в послевоенный период. Сопряжение истории и мифа на всех уровнях художественной структуры в романе Д.Апдайка «Кентавр», усложнение его сюжетно-повествовательной организации ради раскрытия многомерности человеческого опыта. Диалектика культуры и истории в творчестве С.Беллоу, У.Стайрона, Д.Гарднера. Мир и книга в романе «Осенний свет», содержательная оправданность его двупланового построения. Отстаивание ценности книги в эпоху распространения аудио-визуальных источников информации. Значение статьи Гарднера «О нравственной литературе».

Пути развития проблемной реалистической драматургии. Актуальность опыта Брехта для политического театра А.Адамова, А.Гати, М.Вальзера, Р.Хохута, П. Вайса. Обращение драматургов к серьезной нравственной и духовной проблематике, переосмысление традиционных идей, форм и открытие новых. Столкновение мечты и действительности в пьесах «Смерть коммивояжера», «Трамвай «Желание»; характерные особенности поэтики памяти в театре А.Миллера и поэтики пластического театра Т.Уильямса. Взаимодействие реализма с модернизмом в творчестве этих и других драматургов.

Различие раннего и позднего модернизма. Экзистенциализм как одно из крупнейших общекультурных проявлений позднего модернизма. Представители экзистенциализма и их предшественники в литературе и философии. Религиозный и атеистический экзистенциализм. Предпосылки возникновения и пути развития. Литература французского экзистенциализма. Творчество А.Камю и Ж.П.Сартра. Философские взгляды писателей, их главные философские работы. «Миф о Сизифе» Камю и «Бытие и ничто» Сартра. Влияние на писателей идей Ницше и Достоевского, Гуссерля и Хайдеггера. Критика французскими экзистенциалистами унифицированного подхода к человеку. Категория «экзистенции». Концепция абсурда и свободного выбора индивида. Синтез философии и литературы в творчестве писателей. Притча как важнейшая жанровая составляющая их художественных произведений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: