Тема 25. Поэтика постмодернизма

Тема 24. Постмодернизм.

Постмодернизм и постмодерн как выражение ситуации «конца истории», «конца идеологии». Различные интерпретации этих понятий, их широкий и узкий смыслы. Постмодернизм - направление в литературе, развивающееся в последнюю треть ХХ века. Тесное взаимодействие искусства с другими областями культуры, постмодернизм как междисциплинарное образование. Созвучность постмодернизма потребностям развития современной информационной цивилизации. Доведение до логического конца некоторых установок модернизма – субъективизма, иррационализма, релятивизма, формализма. Дальнейшее отрицание жесткой системности и линейности художественного творчества в ситуации эпистемологического кризиса. Принципиальная вторичность постмодернистского искусства. Ироническое переосмысление предшествующей художественной традиции. Принципы и приемы игры с предтекстами, создающей обманчивый эффект выхода за пределы текста. Понятие «симулякр» и механизмы «игры в классику». Интерпретация текста и проблема ее границ. Постмодернизм и массовая литература.

История литературного постмодернизма, его национальное своеобразие. Различная степень последовательности писателей в осуществлении постмодернистских принципов. Постмодернистские черты в романе П.Модиано «Улица темных лавок». Утрата идентичности персонажами, призрачность окружающей их среды. Амнезия и другие излюбленные мотивы текстов писателя. Переосмысление художественного опыта Пруста, Роб-Грийе, трансформация стиля ретро и детективного жанра.

У.Эко – теоретик и практик постмодернизма, один из его признанных лидеров. Принципы и способы текстуализации изображения мира и книги в романах писателя. Композиция романа «Имя розы», место в ней «Заметок на полях «Имени розы». Игра писателя с собственным текстом. Явные и скрытые отсылки к предтекстам на разных уровнях организации текста. Ироническое переосмысление жанровых традиций исторического романа и детектива. Развитие возможностей арт-детектива. Концепция смеха и карнавала в романе, ее полемическое выражение персонажами и автором, выступающим под многими масками.

Вклад Д.Фаулза в теоретическое осмысление современного искусства и феномена постмодернизма. Книга «Аристос. Автопортрет в идеях» и трансформация в ней творческих принципов Сартра. Понятие «человеческой ситуации» в жизни и в искусстве у Фаулза. Обоснование идеи романа как «гуманистического предприятия». Текстуализация человеческого мировосприятия в эстетике и творчестве писателя как основа его «игры в классику». Викторианская и современная Англия в романе «Женщина французского лейтенанта». Изображение масок автора и его ироничной и одновременно серьезной игры с самим собой, персонажами, читателями, историческими, культурными и художественными традициями разных стран и эпох. Творчество Шекспира как важнейший источник интертекстуальных отсылок в произведениях английских постмодернистов. Своеобразие интертекстуальности в романах Фаулза, Голдинга, Мердок.

Постмодернистская школа «черного юмора» в США (Д.Барт, Т.Пинчон, Д.Донливи и др.). Обнаженная, утрированная литературность и вторичность текстов этой «литературы истощения». Очевидность взаимодействия с массовой литературой, характерного для постмодернизма в целом.

«Новая волна» в динамике литературного процесса в Западной Европе и США. Тенденция к активному взаимодействию художественных идей и форм, понимаемых чаще всего как конвенции. Характерные особенности произведений, созданных в конце ХХ – начале XXI века. Основные тенденции литературного развития, проявившиеся в творчестве таких писателей как М.Уэльбек, Б.Вербер, К.Рансмайр, Д.Барнс, И.Бэнкс, М.Эмис, И.Маккюэн, П.Аккройд, Б.И.Эллис и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: