Романтизм как новое направление рус. лит зарождается и формируется постепенно.
В европейских литературах романтизму предшествовал период предромантизма («бури и натиска»). Иногда ставят знак равенства между сентиментализмом и предромантизмом. Середина 18 в – зарождение предромантизма в западно-европейской лит. Исследователи полагают, что было 2 русских сентиментализма: 1) расцвет в тв-ве Радищева; 2) в тв-ве Карамзина. Кроме того одним из источников рус. романтизма была не только лит, но и сама жизнь. Огромные потрясения, вызванные революционным переходом от феодализма к капитализму.
Общая хар-ка рус предромантизма представлена течениями:
· Гражданский предромантизм: Радищев, Фонвизин, Державин, ранний Крылов.
· «Карамзинизм»: Карамзин, Херасков, Капнист, Муравьев, Дмитриев.
Общая хар-ка рус предромантизма:
· Центральная проблема - проблема личности и индивидуальности;
· Отмена культа общего во имя культа частного;
· Отказ от видения в мире схемы понятий, увидев в нём живые человеч. жизни и переживания;
· Понимание действительного как конкретного и индивидуального.
Гражданский предромантизм | «карамзинизм» |
Демократичность, полит. радикализм и революционность | Либеральность и аристократичность |
Требовали свободы личности от политического и социального гнета, провозгласив человека высшей ценностью в мире в его индивидуальном развитии; требовали свободы самоопределения народа, заявив право на его национальное своеобразие, как в политическом, так и в культурном и эстетическом аспектах жизни. | Заостряли внимание на жизни личности, во имя ее внутренней духовной, моральной свободы, якобы не нуждающейся в юридическом или экономическом оформлении, а проблему национальной идентичности пытались решать в рамках консервативного традиционализма. |
Большинство исследователей выделяют 2 ветви рус романтизма:
(Это связано с началом 19 века и касается поэтов допушкинской поры, т.к. в тв-ве Пушкина и последующих эти 2 ветви объединились)
· Революционный (гражданский) романтизм - активный, связан с тв-вом поэтов-декабристов: Бестужев, Рылеев, Одоевский, Кюхельбекер.
· Элегический (психологический, созерцательный) романтизм - пассивный: Жуковский, Батюшков, Козлов.
Романтики обращались к прошлому, впитывали его дух, опыт и во многом подготовили базу для реалистов.
Осн. концепты рус романтизма:
- Открытие народности, как основополагающей идеи. Романтики сделали акцент на 3-х сферах жизни и воспринимали их как источники вдохновения: нац. история, нац.-освободительная борьба, которые постепенно становятся ведущими темами романтической поэзии и прозы; народное поэтическое тв-во, стимулировавшее развитие былинно-сказочных и песенных жанров с использованием народных преданий; психологическое бытописание. Романтики с особой тщательностью стремились воссоздавать истор. колорит времени. Жизнь чувств изображалась на фоне истор. событий.
- Стихия устного народного творчества. Под влиянием фольклора создаются прозаические и поэтические произведения, вырабатывается романтическая эстетика. Романтики открыли эстетическую ценность фольклора в контексте худ. литературы, обнаружив в нем не только материал, подходящий в качестве орнамента, но и целую идейно-эстетическую концепцию. В рус романтизме эта тенденция имела особое значение. В поэзии появляются нац. темы, сюжеты, жанры. Нац. история «сливается» в романтическом сознании с народными легендами и сказками.
8.«Вечные вопросы» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Наследуя сатирические традиции Фонвизина и Крылова он сумел создать рус. политич. комедию на бытовом материале, с широким изображением современных нравов и характеров. С необыкновенной силой Г. обрушился на крепостническое общество. Создал образ Чацкого - один из самых ярких и героических во всей рус.лит 19в. Формирование его реализма как худ. метода раскрывается во взаимосвязи с декабристским движ.
Г. родился в дворянской семье. Учеба: Московский университетский пансион, Московский универ. Был участником Отеч. в.. Служба в коллегии иностранных дел, секретарь рус. дипломатической службы.
Борьба двух общественно-полит. лагерей - нового со старым, революционного с реакционным, антикрепостнического с крепостническим - вот основное содержание комедии. Он показал процесс отрыва передовой части дворянства от косной среды и борьбу со своим классом. Г. сумел увидеть передового героя в самой жизни. В выборе жизненного конфликта и проявился реализм Г. Этот конфликт он осмыслил не в отвлеченной, аллегорической форме, как романтики, а перенес в комедию хар-ные черты общественной и бытовой жизни. Комедия показывает накаленную атмосферу в дворянском обществе накануне восстания 1825. Большинство дворян испытывают ненависть к вольнодумцам. На первый план выдвигается столкновение героев на идейной почве. «Горе от ума» - комедия 2-ух параллельных интриг. Но соц. интрига – более широкая, она как бы обрамляет любовную. В образе Чацкого воплотились черты передового человека. Это первый в реалистич. рус. лит образ дворянского интеллигента, оторвавшегося от своей сословной поры. В своих монологах Чацкий выступил с резким обличением пороков и развернул целую полит. программу. Все выводы Чацкого против дворянского общества согреты любовью к угнетенному народу. Чацкий – романтик. Но вместе с тем он нарисован без романтической отвлеченности, кот. присуща поэтам декабристам. Он - реалистический образ. Он человек страсти.