Литература.
Развитие образования.
В правление Александра I в России была создана единая система, включавшая начальное, среднее и высшее образования. В дальнейшем происходило ее постепенное становление и совершенствование. Но только реформа 1861 г. дала толчок для качественного рывка в развитии образования. Быстро увеличивается сеть начальных школ. Они делились на церковноприходские школы, народные училища Министерства народного просвещения и земские школы. Наилучшее образование давали земские школы с трехгодичным обучением. Основными типами средних школ были гимназии и реальные училища.
Получило дальнейшее распространение высшее образование.
К существующим 7 университетам прибавилось еще 2 - в Одессе и Томске. Увеличилось и число студентов. Университеты объединяли крупные научные силы. Наиболее быстрыми темпами распространялось высшее техническое образование. Было открыто Высшее техническое училище в Москве, политехнические институты в Риге, Киеве, Варшаве, технологические институты в Харькове и Томске, электротехнический институт в Петербурге. Значительным достижением было открытие высших женских институтов - Бестужевских курсов и женского Медицинского института в Петербурге, Высших женских курсов в Москве.
Выросло число публичных библиотек, образовывались комитеты грамотности. Во второй половине XIX в. ученые России добились крупных успехов почти во всех областях знания.
XIX век - самый блестящий период в истории русской литературы. В это время были созданы творения, получившие всемирное признание.
Литературная жизнь в начале века характеризовалась борьбой между старым и новым. Уходящим литературным направлением был классицизм. Затем появляются новые направления - сентиментализм, романтизм. В 20 - 30-е гг. XIX в. господствующие позиции занимает критический реализм, прославивщии русскую литературу.
В первой половине XIX в. творили великие русские поэты и писатели А. С. Пушкин, М. Ю.Лермонтов, Н. В. Гоголь. Популярнейшими литераторами середины - второй половины XIX в. были И. С. Тургенев, Н.А. Некрасов и др. Л. Н. Толстой, Ф. М.Достоевский, А. П. Чехов оставили неизгладимый след не только в отечественной, но и в мировой литературе.
В начале XIX в. русские зодчие обогатили неоклассицизм ХVIIIв. национальными чертами, создав стиль русского классицизма. Выдающимся русским зодчим был А. Н. Воронихин. Он создал Казанский собор - сооружение монументальное и величественное, органически вошедшее в ансамбль Невского проспекта Петербурга. А.Д. Захаров известен как автор уникального здания Главного адмиралтейства, для композиции которого характерна четкая, законченная ритмическая система. Ряд градостроительных архитектурных работ огромного масштаба выполнил также ведущий мастер этого времени К. И. Росси. Ему принадлежит создание многих дворцов Петербурга и других городов. Черты триумфальной приподнятости, особой мажорности архитектуры - особенность стиля позднего русского классицизма.
С 30-хгг. XIX в. все более распространенным становится так называемая эклектика - смешение разных архитектурных стилей. Своеобразный «русско-византийский стиль» был присущ К. А. Тоту - автору храма Христа Спасителя в Москве, Николаевского (Ленинградского) вокзала и многих других сооружении.
Во второй половине XIX в. строительство приобрело огромный размах. Сооружались фабричные здания, магазины, банки, вокзалы, жилые дома, театры, музеи; внедрялись новые материалы (цемент, железные конструкции). Продолжалось господство эклектики. В 70-80-х гг. XIX в. архитекторы в поисках национального стиля обратились к народному прикладному искусству и памятникам русского зодчества ХVII в. Наиболее значимыми постройками этого стиля стали здания Исторического музея (А. А. Семенов и В. О. Шервуд), Верхних торговых рядов (ГУМ) (А. Н. Померанцев, инженер В. Г. Шухов), храм Спаса на крови в Петербурге на месте убийства Александра II (А. А. Парланд) и др.