Особенности Мортидо

Жизнь всегда предполагает смерть и следовательно действие Мортидо имеет место до тех пор, пока человек жив. Без его энергии невозможна смена поколений, то есть естественный процесс жизни. Страх смерти сдерживает действие Мортидо. Мортидо представляет собой позыв перейти снова в неорганическое состояние и, следовательно, снова возродиться.

На страхе смерти основано любое религиозное учение. Само Мортидо лежит в основе всех деструктивных поступков человека, то есть, причина деструктивности в обществе коренится в мортидном позыве каждого человека и, следовательно, она неискоренима. С другой стороны, без мортидо невозможно продолжение жизни: для поиска пищи или отстаивания своих интересов требуется известная доля агрессии, которая прослеживается даже во время сексуального акта.

Толкование сновидений:

Юнг: только знак, осознанно употребляемый человеком, замещает что-то другое, а символ является самостоятельной, живой, динамической единицей. Символ ничего не замещает, но отражает то психологическое состояние, которое испытывает человек в данный момент, он в своем роде и есть само это состояние. Поэтому Юнг возражал против символической интерпретации снов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека вглубь его бессознательного.

Фрейд: Какие основные функции имеет сновидение с точки зрения психоанализа?

- функция исполнения желаний. Эта функция является основной у сновидения. Фрейд выделял 3 типа желаний: появившееся днем и неосуществленное, возникшее днем и отвергнутое и постоянно существующее в бессознательном подавленное желание. Желаний 1 и 2 типа недостаточно для формирования сновидения, необходимо, чтобы оно объединились или нашли поддержку в 3-м, инфантильном, желании),

- функция продолжения сна (все помехи сну, как внешние, так и физиологические, интегрируются в сновидение в искаженном виде)

При интерпретации сновидений необходимо выявлять и обращать внимание на желания, дневные остатки и связь с инфантильностью.

Структура личности:

Юнг: Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей - коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. Содержание коллективного бессознательного состоит из архетипов - форм, организующих и канализирующих психологический опыт индивида. Юнг часто называл архетипы "первичными образами", так как они связаны с мифическими и сказочными темами. Основными архетипами индивидуальной психики он считал Эго, Персону, Тень, Аниму (или Анимус) и Самость. Эго является центральным элементом личного сознания. Тень - это центр личного бессознательного.

Фрейд: Для Фрейда человеческая психика представляется как триада взаимодействующих и конфликтующих элементов: ИД (Оно) – ЭГО (Я) – СуперЭГО (Сверх-Я). Первая инстанция задает некое природное начало в человеке, которое наполняя его энергией, часто вступает в противоречие с внешней средой, а именно, с другими людьми. Внутренним представителем внешнего мира для человека является Сверх-Я. Эта инстанция включает в себя некие безусловные требования общежития между людьми, а также то, что мы называем человеческими идеалами. Инстанция, которая призвана примирять требования первых двух называется Эго (Я). Именно она регулирует поведение человека и постоянно ищет компромисс между Ид и СуперЭго, позволяя с одной стороны реализовывать свои инстинктные потребности, а с другой, не разрушать отношения с другими людьми. Инстанция Сверх-Я формируется в возрасте от 3 до 5 лет, именно этот период жизни называется эдиповым.

Культура:

Юнг: Для Юнга основа души (бессознательное), хотя и имеет архаическое происхождение, но все же может жить в мире с культурой. Конечно, нельзя укротить «демонов души», но их можно приручить, сделать их проявление относительно безопасным и даже поставить их на службу культуре. Человек призван не игнорировать бессознательные силы, а найти для них адекватное культурно-символическое выражение.. Жизнь рационализируется, но человек не становится более рациональным по своему психическому устройству. Рушится прежний символический мир, и вместе с ним уходит в прошлое культурное выражение и осуществление архетипов; наступает «ужасающая символическая нищета», в которой жизнь человека обесцвечивается и обессмысливается. Крушение символов означает также утрату символического управление могучими «демонами души», остающимися теперь без присмотра.

Фрейд: Внешним представителем Сверх-Я выступает человеческая культура, без которой современный человек существовать не может. Истоки ее возникновения неизвестны. Вернуться в первобытное состояние человек не может как и отказаться от своей природы. То есть, оставаясь природным существом он утратил природные регулирующие механизмы, функцию которых взяла на себя культура. С психоаналитической точки зрения можно рассматривать инстанцию ЭГО как способ разрешения противоречий между ИД и культурой. Задача культуры состоит в канализации потоков агрессивности и сексуальности и лишь в крайнем случае их репрессии. Психоанализ рассматривает современную культуру как весьма репрессивную по отношению к инстинктной жизни человека. Конструктивный выход из этого положения – сублимация, то есть перевод сексуальных и отчасти агрессивных позывов в отличное от первоначального предназначения русло в общественно приемлемые формы и цели. Например, хирургия является хорошей формой отреагирования агрессии, а актерство – сублимацией эксгибиционистского желания.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: