Анализ ранних воспоминаний. Его место в адлерианской терапии. Техники анализа

Один из важнейших диагностических этапов адлерианской психотерапии – анализ ранних воспоминаний клиента. Ранним считается воспоминание о событиях, происходивших с человеком в возрасте до 8 лет.

Для того, чтобы оказаться более точным в своей диагностике, следует собрать не менее 3-4 ранних воспоминаний. Задача психотерапевта понять с их помощью стиль жизни своего пациента, попытаться сформулировать его основную проблему, базисную ошибку.

Преимущества метода ранних воспоминаний.

1. Как правило, люди охотно их рассказывают

2. Для терапевта нет необходимости в установлении подлинности сюжетной и хронологической линии раннего воспоминания

3. Метод анализа ранних воспоминаний прост, компактен, может использоваться в групповой работе.

Недостатки метода.

1.Часто бывает так, что клиент не в состоянии вспомнить что-либо из раннего детства.

2.Иногда бывает, что раннее воспоминание ситуативно и отражает текущее состояние человека, т.е. при его анализе никаких фундаментальных жизненных правил мы вывести не можем

3.Интерпретация раннего воспоминания. Как известно, несколько разных человек пересказывают и интерпретируют одну и ту же ситуацию по-разному, поэтому при анализе ранних воспоминаний чрезвычайно важно, чтобы интерпретация была принята клиентом, при этом не была навязана со стороны терапевта.

Процедура анализа ранних воспоминаний.

При получении раннего воспоминания нужно объяснить клиенту, что ему:

1. Нужно описывать только то, что происходило до 8 лет;

2. Необходимо быть как можно более конкретным

3. Нужно рассказывать то воспоминание, которое придет в голову первым

4.Стараться описывать самые мелкие детали

5.Хотелось бы, чтобы клиент описывал не только фактическую, сюжетную линию, но и чувства, даже если они кажутся неправильными, противоречивыми, дикими, глупыми;

6.Просить клиента примерно указать возраст, к которому относится это воспоминание;

В заключение процедуры получения воспоминания следует спросить клиента о том, что является наиболее ярким в воспоминании, какие события происходили до и после того, что там происходило. Возможно, у клиента появятся собственные догадки относительно смысла и цели своего поведения в раннем воспоминании.

Техники анализа раннего воспоминания.

1. Наиболее ранняя «классическая техника»

– состоит в том, что клиента просят рассказать свое самое раннее воспоминание, в котором он участвовал. Терапевт записывает дословно так, как рассказывает клиент то, что он говорил. После рассказа терапевт просит клиента остановиться на каком-либо моменте воспоминания, который оказался наиболее ярким (как правило, интерпретация именно этого момента поможет понять смысл проблемы клиента). Клиенту задаются следующие вопросы:

1. Что Вы чувствовали в этот момент? Почему?

2. Какой вывод Вы для себя сделали в этой ситуации?

3.Если бы эта ситуация произошла с Вами сейчас, что бы вы изменили?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: