Положение Русской церкви в XIV—XV вв

Еретические движения на Руси.

В начале 14 в. Псков стал независящим от Новгорода в политическом отношении, и стало заметно рвение псковичей добиться того же и в церковном отношении. Зависимость выражалась в праве новгородского епископа собирать пошлины с псковского духовенства. Компромисс – Новгород ограничил взимание поборов. Но это устраивало не всех. Тогда и возникли стригольники, отвергнувшие существующую законность, которые "оклеветали весь вселенский собор". Основания в том, что патриархи, митрополиты и епископы берут мзду за поставление клириков (церковнослужители прихода). Иосиф Волоцкий: «Жидовин Схария», приехавший в 1471 в Новгород из Литвы. «Жидовомудрствующие». Вменял им приверженность к иудаизму. Основной контингент новгородских еретиков составляли горожане, возглавляемые низшим духовенством. Идеологи: священники Денис и Алексей. Как и стригольники, новгородские еретики отрицали церковную иерархию и обряды. В кон. 15 – нач. 16 вв. ересь распространилось на Москву. Здесь около середины 80-х гг. 15 в. сложился кружок во главе с Федором Курицыным. Московская ересь носила более светский характер, чем новгородская. В ней участвовали Елена Стефановна, сноха Ивана III. Ф. Курицын проводит мысль о свободе воли достигаемой путём образования, грамотности. Новгородско - московские еретики поддерживали великокняжескую власть против феодальной раздробленности, выступали за секуляризацию церковных земель. Против еретиков объединились и нестяжатели, и иосифляне. Борьбу возглавил Иосиф Волоцкий, написавший ряд обличительных сочинений, жестоким гонителем еретиков был новгородский архиепископ Геннадий. Были казнены вожди новгородских стригольников Карп и Никита, погиб в темнице псковский монах Захар, а некоторые были сожжены. Развития в середине 16 в. в Москве, Новгороде, Пскове, Твери, Заволжье, на Северной Двине. Впервые в еретическом движении наряду с горожанами, низшим духовенством, отдельными представителями дворянства приняли участие и крестьяне. Феодосии Косой: Отрицание не только феодальной церкви с её иерархией, догматами и обрядами, но и всей системы феодального господства и подчинения. Он выступал против войн и провозглашал равенство всех народов.

Митрополит Петр (1308-1326) переехал в Москву в 1325 году. Алексий и Сергий Радонежский немало способствовали усилению Москвы, собиранию русских земель, укреплению авторитета власти великого князя. С избранием в 1448 году собором высших русских иерархов митрополита Ионы, Русская церковь стала самостоятельной (автокефальной), независимой от Константинопольского патриарха. Содействие митрополита Ионы помогло князю Василию Темному одолеть его противников в объединительной политике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: