Социально-культурные особенности эпохи

Глава 21. Гуманистическая культура Нового времени

Литература

Северное Возрождение

На рубеже XV—XVI вв. возрожденческая культура преодолела национальные границы Италии и быстро распространилась по другим странам Западной Европы, расположенным к северу от Альп: в Нидерландах, Германии и Франции.

Использование термина «Возрождение» по отношению к культуре этих стран достаточно условно, здесь формирование культуры опиралось не на возрожденное античное наследие, а на идеи религиозного обновления. Тем не менее, сущность происходящих процессов и в Италии, и в этих странах была общей: расшатывание феодального мировоззрения, становление буржуазного гуманизма, рост самосознания личности.

Величайшим портретистом в немецкой живописи XVI в. был Ганс Гольбейн Младший. Ему принадлежат портреты Эразма Роттердамского, Томаса Мора, Джейн Сеймур, трактующие образ современников как людей полных достоинства, мудрости, сдержанной духовной силы. Гольбейн также создал очень разные, но яркие и выразительные иллюстрации к Библии и «Похвале глупости». Известен также его цикл гравюр «Пляска смерти», перекликающийся с творчеством Дюрера.

Век немецкого Возрождения оказался недолог. Начавшаяся Тридцатилетняя война надолго задержала развитие немецкого искусства. Но в истории культуры эта эпоха осталась как поразительно целостное явление, как плеяда мастеров слова и живописи, которые общались между собой, писали поразительные портреты друг друга, взаимно вдохновлялись идеями. Благодаря этой эпохе народы северных стран были вовлечены в общеевропейский культурный процесс.

Революционное значение Возрождения оказалось важным и для всех последующих времен, так как именно в этот период были заложены основы гуманизма, развиты гуманистические идеи. Возрождение прославило человека, подняло его на небывалую прежде высоту, именно с этого времени история мировой культуры просто немыслима без нового человека, идеальной личности, ее мировоззрения, убеждений.

1. Брагина А.Х. Культура эпохи Возрождения. М., 1986.

2. Вазари Дж. Жизнеописания. СПб., 1992.

3. Вельфин Г. Классическое искусство: введение в изучение итальянского Возрождения. СПб., 1999.

4. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986.

5. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. Л., 1990.

6. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.

7. Культура Возрождения и средние века. М., 1993.

8. Культура эпохи Возрождения и Реформации. Л., 1981.

9. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. СПб., 1991.

10. Соколов М. Вечный Ренессанс: Лекции о морфологии культуры Возрождения. М., 1999.

Европейская культура Нового времени охватывает XVII—XVIII вв.

К XVII в. заканчивается процесс формирования современных европейских наций, и его результатом стало обособление национально-государственных формирований. Одновременно завершился и процесс локализации больших национальных культур, своеобразие которых определялось как условиями исторического развития, так и культурными традициями, сложившимися в каждой европейской стране. Это и дает основание рассматривать Новое время как самостоятельный этап развития мировой культуры.

С начала XVII в. научно-техническое развитие европейской цивилизации набирает мощный темп. Буржуазные революции в Нидерландах и Англии утвердили новые принципы устройства мира и заложили основы для формирования нового менталитета С развитием капитализма поощрялась частная инициатива, рос интерес к личности. Продолжалось разрушение созерцательного отношения к миру, все большее значение придавалось созидательным способностям человека, увеличивалась его власть над внешним миром. Тогда же было провозглашено равенство людей не только перед Богом, но и перед законом. Крепло оптимистическое миропонимание, основанное на идеях возможного переустройства общества на разумных началах.

Возникновение общества принципиально нового типа, приведшее к значительным переменам в условиях жизни людей в большинстве стран Европы, дает основание говорить о совершенно новом культурном единстве, которое отличалось особыми умонастроениями, склонностями и предпочтениями. Вместе с тем каждый век эпохи Нового времени имел свое историческое лицо, свою культурную специфику. Какую бы область общественной жизни и культуры мы ни взяли, везде обнаруживаются глубокие качественные различия между веком XVII и веком XVIII.

Не было, пожалуй, в истории культуры столетия настолько противоречивого, но одновременно и обильного на великие имена, как XVII век. Мироощущение оказалось максимально поляризованным, пронизанным ощущением трагического противоречия человека и мира, где человек был словно растворен в окружающем его многообразии, подчинен среде, обществу, государству.

Одной из фундаментальных новаций в духовной культуре XVII в. стал переворот в науке, связанный не только с важными открытиями и целой плеядой знаменитых ученых, но и с появлением нового типа научной деятельности и совершенно новой, научной картиной мира. Новый тип науки был ориентирован на систематизированное, достоверное и экспериментально подтверждаемое знание. Тогда же утвердилось понятие естественного закона, не знающего исключений ни для Бога, ни для человека. В научной картине мира разум, вооруженный наукой, противостоял миру, которым можно и нужно овладеть. Такой способ познания мира получил название рационализма. Он основывался на идее, что в мире существует порядок, доступный человеческому познанию. Соответственно и общество, отношения людей, государство, нравственность могут строиться на разумных, рациональных основаниях. При этом разум понимался как прирожденная познавательная способность, присущая всем людям в равной мере. Разум единообразен: его законы и правила всеобщи и универсальны для всех и во все времена

Разумность человеческой природы означала, что человек в силах регулировать свою и общественную жизнь сообразно требованиям естественных законов. Естественный закон понимался тогда как вселенский разум. Он ничего не предписывал, кроме морали, и ничего не запрещал, кроме аморального. Но от соблюдения этого закона зависело счастье рода человеческого. Пренебрегать им — значило поступать против собственной природы. Войны, социальная несправедливость, беды — все это следствия отхода человека от естественного закона. Вот почему основной задачей человека должно быть познание естественных природных законов, призванное вернуть человечество под сень разума. Следовательно, принцип рационализма рассматривался в качестве универсального ключа, открывающего все тайны, как природы, так и человеческой культуры. Этот принцип отныне применим не только к отдельному человеку, но и к общественному устройству в целом.

XVIII столетие вошло в историю мировой культуры как век Просвещения. Само его название точно характеризует общий дух того времени в европейской культурной и духовной жизни, когда целью было изменение общественного развития, достигнутый в процессе прогрессивного перехода от варварского (природного) состояния к культурному, основанному на разуме. Этот сущностный смысл понятия культуры сохраняет свое значение и в настоящее время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: