double arrow

Общий очерк. Глава 20. Антропоцентристская парадигма культуры возрождения

Глава 20. Антропоцентристская парадигма культуры возрождения

Литература

1. Гофф Ж. Ле. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

2. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1990.

3. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства М., 1990.

4. Добиаш-Рождественская О.А, Культура западноевропейского средневековья. М., 1987.

5. Дюби Ж. Европа в средние века / Пер. с франц Смоленск, 1994.

6. Карсавин А.П. Монашество в средние века М., 1992.

7. Культура и искусство западноевропейского средневековья. М., 1981.

8. Средневековая Европа глазами современников и историков: Книга для чтения: В 5 ч. М., 1994.

9. Тяжелов В.И. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. М., 1981.

10. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья. М., 1989.

11. Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988.

В культуре каждой исторической эпохи рано или поздно возникают идеализированные образы предыдущих эпох, которые чаще всего называются «золотым веком». Такого рода обращение к прошлому и его высокая оценка представляют собой попытку воссоздать и переосмыслить прошлые достижения культуры в новых исторических условиях. Этот распространенный подход в культуре означает ее возрождение, т.е. обновление культурного наследия прошлых эпох в современных социально-исторических условиях.

В европейской культуре такого рода процесс возрождения начался в первой половине XIV в., когда стал развиваться процесс возрождения элементов античной культуры как обновление содержания культуры европейской. Обновление это продолжалось до конца XVI в. и получило название эпохи Возрождения.

Формирование новой культуры, светской по своей направленности, стало делом людей умственного труда — гуманистической интеллигенции, пестрой и разнородной по своему происхождению и социальному положению. Это — учителя, университетские профессора, политические деятели, библиотекари, живописцы, скульпторы, архитекторы и др. Их всех объединяла гуманистическая образованность, глубокий интерес к гуманитарным знаниям, стремление к самостоятельным поискам в науке, литературе и художественном творчестве. Основной формой их творческой деятельности стали гуманистические кружки и сообщества, литературные, художественные, музыкальные академии, мастерские художников, скульпторов, архитекторов. Новые творческие содружества отличались открытостью, атмосферой свободных дискуссий, разнообразием позиций и мнений.

Заняв ведущее место в художественной культуре, живопись тем самым изменила ее структуру. Наряду с творениями монументальной живописи и скульптуры, украшавшими архитектурные сооружения, все большее признание получают образцы станкового искусства, имеющие самостоятельную ценность. Начинает складываться система жанров: рядом с религиозно-мифологическим жанром, занимавшим пока главное место, возникают поначалу немногочисленные произведения исторического, бытового и пейзажного жанров; большое значение приобретает возрожденный жанр портрета. Появляется и получает широкое распространение новый вид искусства — гравюра.

Что же касается жанровой структуры ренессансного искусства, то в нем различают, кроме архитектуры, литературу, живопись и др. Но их различие — чисто формально, лишено проблемного смысла. Наиболее характерной чертой ренессансной культуры следует признать как раз жанровую аморфность, синкретизм, отсутствие четких жанровых границ. Возрождение не стремилось к этому. Наоборот, оно тяготело к интеграции, а не к дифференциации, к слиянию, а не разделению. Поэтому мифологическая и бытовая живопись, портрет, пейзаж, картина и натюрморт не существуют в качестве самостоятельных произведений. Напротив, они проникают и соединяются друг в друге. Подобное взаимопроникновение жанровых структур было характерно и для других искусств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: