Типологические особенности древнерусской культуры

Подводя итоги развития древнерусской культуры, можно сделать вывод, что уже к XI в. древнерусская культура достигла в своем развитии уровня передовых стран Европы. Православный характер русского христианства и тесные экономические, политические, культурные связи с Византией определили ее стилевую специфику. В первые века ее развития по многим художественным, ценностным ориентирам древнерусскую культуру можно рассматривать как «дочернюю» от византийской, но к концу периода древности по всем направлениям художественного творчества она обрела собственную специфику.

Типологические особенности древнерусской культуры существенно отличали древнерусскую культуру от культур раннефеодальных европейских цивилизаций и определили ее дальнейшее развитие, ее будущую историю. Первой такой особенностью стала бинарностъ такой культуры. В древности бинарность воплотилась в феномене двоеверия в художественной культуре — в сочетании старого и нового, языческого и христианского начал, в синтезе, давшем взлет всех видов искусств. При этом полного отказа от прежних ценностей языческой культуры не произошло. С трудом расставшись с языческими капищами и восприняв идущие из Византии духовные ценности, русская культура сделала это без излишней теософичности и рационалистичности, сохранив жизнеутверждающий дух народной языческой культуры. Язычество как культ, как религия постоянно изживалось, но его главные ценности — чувство единения с природой, поэтика природы и художественного творчества — сохранились и стали основой для всего последующего развития художественной культуры.

Второй особенностью древнерусской культуры стала ее анонимность, соборность. Дело в том, что вместе с христианизацией на Русь пришла линеарная концепция истории, и вступление Руси в осевое время мировой истории означало, что все исторические события обретают свой неповторимый смысл, ход времени получает в сознании людей определенную направленность и начинает осознаваться как история, усиливается роль рациональности и появляется философское мышление, религия наполняется этическим смыслом, вокруг нравственных оценок жизни.

Фактически лишь последние сто лет мы подходим к иконописи, да и к храмовому зодчеству как к искусству. До этого их воспринимали как необходимую часть христианского культа. Икона, церковная музыка, сам храм должны были воплощать в себе вечные истины Любви, Добра и Красоты, они воспринимались как символы этих истин — архетипов. Мастерство художника оценивалось именно с этих позиций. Такой подход позволял рассмотреть за внешней видимостью постоянно меняющегося мира незыблемые ценности, истинное начало и сущность мира, за преходящим и временным — вечность и неизменность. По сути дела, это был ответ на вечные философские вопросы о смысле жизни и причинах бытия, данный методами художественного творчества. Поэтому известный русский философ В.В. Зеньковский назвал стиль древнерусской культуры мистическим реализмом, когда все вещественное, материальное служит лишь средством для выражения высшей истины и красоты, а во всех предметах и явлениях мира, творениях искусства видят не только внешние, но и внутренние пласты Бытия, духовный, божественный мир.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: