Русская культура эпохи монголотатарского нашествия. Глава 24. История и культура Московской Руси

Глава 24. История и культура Московской Руси

Литература

1. Александров В.Н. История русского искусства. Минск, 2004.

2. Балакина Т.Н. История русской культуры. М., 1995.

3. Балакина Т.И. История отечественной культуры. М., 1994. Ч. I.

4. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.

5. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М., 1994.

6. История русского искусства. М., 1991. Т. I.

7. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

8. Лесной-Парамонов С. Откуда ты, Русь? Ростов н/Д, 1997.

9. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992.

10. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1993. Т. I.

11. Мир русской культуры. М., 2004.

12. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX—XI веков. Смоленск, 1993.

13. Творогов О. Древняя Русь: События и люди. СПб., 1994.

С закатом Киевской Руси закончился первый цивилизационный период в развитии русской культуры. Становление же собственно русского культурного архетипа произошло на следующем историческом этапе, получившем название Московской Руси. Он начался с трагических событий монголотатарского вторжения (XIII в.), продолжился во время возвышения Москвы и завершился в XVII в. вместе с окончанием эпохи древнерусской культуры. В этот период произошло формирование московской субкультуры, в становлении которой большую роль сыграл геополитический фактор: ее срединное положение между цивилизациями Востока и Запада.

Московией называли централизованное русское государство, формировавшееся с середины XV в. и укреплявшееся еще два столетия вдали от бурной, насыщенной множеством событий жизни Европы. Первые два столетия сущестования Московской Руси вошли в историю русской культуры как время «собирания земель» в единое централизованное государство. Начало этому процессу было положено длительным княжением Ивана III, продолжено его сыном Василием III, которого летопись называет «последним собирателем Руси». Далее этот процесс был продолжен первым официально титулованным русским царем Иваном Грозным, во время правления которого объединенная Русь превратилась в сильное государство. С середины XV в. до середины XVI в. территория Московской Руси увеличилась более чем в 6 раз.

Монголотатарские завоеватели нанесли огромный ущерб русской культуре, но они не смогли ее уничтожить. Не произошло и синтеза русской и монгольской культур. Русская культура сумела сохранить очаги своей самобытности, и последующее ее развитие происходило на внутренней основе. Монголотатары лишь задержали ее развитие.

Монголотатарское вторжение, продолжавшееся около двух с половиной столетий (1248—1480), довольно легко разрушило Киевскую Русь, ослабленную княжескими усобицами и раздорами. Древнерусский этнос к этому времени постарел и уже не имел сил к сопротивлению внешним врагам. Пройдя огнем и мечом по русским землям, татары довершили распад этих земель, их дробление на множество удельных княжеств, число которых к концу XIV в. доходило до 250.

Нашествие привело к разорению множества городов, гибели ценнейших предметов искусства. В наибольшей степени потери сказались на ремеслах. Некоторые из них — производство украшений, изделий из драгоценных металлов, техника перегородчатой эмали исчезли совсем. На целое столетие — с середины XIII в. до середины XIV в. — почти полностью прекратилось каменное строительство. Данное обстоятельство в свою очередь отрицательно сказалось на развитии живописи, в особенности на фресковой росписи.

Архитектурных памятников этого периода почти не сохранилось. Строительство теперь сосредоточилось в двух основных районах: на севе-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: