Культура второй половины XVIII в

В это время абсолютистская монархия достигает своего расцвета, став своеобразным «золотым веком» для монархистов. Но вершина могущества дворянства совпадает с активным ростом буржуазных отношений в России, исторически противостоящей самодержавию силы. Так, вновь Россия обгоняла саму себя, забегая вперед в своем развитии, еще не изжив, не исчерпав возможностей предыдущего этапа. Поэтому наряду с ростом промышленности и торговли происходит дальнейшее закрепощение крестьян и расширение вольностей дворянства: в 1762 г. жалованной грамотой Екатерины II дворяне освобождаются от обязательной военной и государственной службы.

Русская культура вступила в новую стадию своего развития, постепенно преодолевая локальную и сословную ограниченность, началось формирование общенациональной русской культуры.

Во второй половине XVIII в. ведущим стилем художественной культуры России стал классицизм, прежде всего в силу привлекательности просветительских идей, к тому же одобренных на государственном уровне. Мастера культуры вдохновляются гражданственностью, патриотической идеей служения отечеству, сознанием общественного предназначения и действенной роли искусства, пафосом прославления человечности и человека, восхищением красотой его тела, ума и чувств, тягой к гармонии, простоте и естественности. Все громче звучат призывы к отмене крепостничества, рождается стремление к демократизации русского общества Распространению классицизма благоприятствует также его освоение в предшествующий период другими видами культуры, в частности русской литературой 40—50-х гг. XVIII в.

Сама же русская литература хотя и остается в основном в русле классицизма, демонстрирует и другие художественные стили. В дни праздников съезжалось до 500 гостей — ели, играли в саду, по вечерам устраивались балы, театральные спектакли, фейерверки. Гости были не только зрителями, но и участниками представлений.

Среди усадебных развлечений особое значение имел частный театр, в котором играли крепостные актеры, талантливые, получившие образование люди. И хотя господа «награждали» их звучными фамилиями — Жемчугова, Гранатова, Бирюзова и др., — актеры не переставали оставаться собственностью своих хозяев, зависящей от любой прихоти господина Для усадебных представлений нередко писались специальные пьесы. Поскольку театральные постановки сливались с общим праздником, синкретизм приводил к смешению разных жанров сценического действия: оперы, балета, драмы. А устройство театральной сцены прямо в парке облегчало вплетение спектакля в общую программу забав.

Как мы видим, на протяжении XVIII столетия в русской культуре произошли важные изменения принципиального характера. На смену своей средневековой форме со свойственным для нее господством религиозной идеологии и внутренней замкнутости пришла и утвердилась культура нового времени, где ведущее место заняли светскость и открытость для общения с другими культурами. Не случайно XVIII в. вошел в историю русской культуры как «век Просвещения».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: