Хронология мировых и европейских чемпионатов после II мировой войны


Мировые чемпионаты


Место проведения


Год проведения



Гребля на байдарках (слалом)

Ручной мяч (женщины, на большой площадке)

Волейбол (мужчины)

Пятиборье ""'".""

Велосипед (шоссейная гонка)

Биатлон

Вольная борьба = _.,.. __.

Спортивные танцы на льду

Волейбол (женщины)

Преодоление препятствий (мужчины)

Баскетбол (женщины)

Кегли (мужчины)..,;..

Бобслей

Борьба

Парусный спорт (в классе «Летучий голландец»)

Шахматы (женщины)

Ручной мяч (женщины, на маленькой площадке)

Гребля на байдарках (на открытой воде)

футбол

Академическая гребля (мужчины)

Современная гимнастика

Преодоление препятствий (женщины)

Парусный спорт (в классе «Дракон»)

Ориентирование на местности

Выездка

Полевые испытания

Парусный спорт (в классе «финн»)

Парусный спорт (в классе «Темпест»)

Парусный спорт (в классе «Солинг»)

Скачки


Женева  
Будапешт  
Прага  
Стокгольм  
Париж  
Заальфельд  
Хельсинки  
Париж  
Москва  
Париж  
Сантьяго (Чили)  
Белград , 1953
Осло '...  
Токио  
Старнбергзее :.; 1956
Эммен  
Югославия  
Трепгнац  
Париж  
Люпсрн  
Будапешт  
Хиркстед  
Зандам  
фискарс  
Берн .. 1966
Бурглей - ; 1966
Ханко ■.;■-. .. 1967
Веймут  
Копенгаген  
Мюнстер ■ -. ,, 1972

Европейские чемпионаты


Место проведения


Год проведения



Прыжки на лыжах с трамплина

Плавание

Водное поло

Волейбол (мужчины)

Волейбол (женщины)

Дзюдо

Баскетбол (женщины)

Академическая гребля (женщины)

Спортивные танцы на льду

Парусный спорт (в классе «Летучий голландец»

Спортивная стендовая стрельба

Гимнастика (мужчины)

Парусный спорт (в классе «финн»)

Гимнастика (женщины)

Преодоление препятствий (мужчины)

Шахматы (женщины)

Преодоление препятствий (женщины)

Спортивное ориентирование на местности

Парусный спорт (в классе «Дракон»)

Кегли

Выездка

Полевые испытания (дрессура)

Стрельба из лука

Бадминтон

Парусный спорт (в классе «Солинг»)

Стрельба из лука (стендовая)

Теннис

Легкая атлетика (в закрытом помещении)

Скоростной бег на коньках (женщины)

Стрельба из пневматического оружия

(в закрытом помещении) Скачки


Планица  
Белград  
Белград  
Рим  
Прага  
Париж  
Москва  
Амстердам  
Больцано  
Ремини  
Бухарест  
Франкфурт (ФРГ)  
Лоосдрехт  
Вена  
Роттердам  
Вена  
Сиа  
Летен  
Афины  
Будапешт  
Аахен  
Пунчтаун  
Рейте  
Бохум  
Копенгаген  
Воллей форс  
Турин  
Вена  
Херенвен  
Мезиборжи  
 

Будапешт


6.5.4.1. Развитие международного олимпийского движения во всемирном масштабе

6.5.4.1.1. Период президентства Зигфрида Эдстрема (1941—1952)

Во время войны руководство делами МОК взял в свои руки вице-президент Комитета швед Ю. Зигфрид Эдстрем. С его деятельностью на посту президента МОК тесно связан третий период в истории международного олимпийского движения (1941—1952). Наиболее характерная черта этого периода заключалась в том, что в олимпийское движение активно включились организации, составлявшие основу развития физкультуры и спорта в социалистических странах. После того как страны гитлеровской коалиции сложили оружие, практическая деятельность Эдстрема началась с возрождения олимпийского движения, расстроенного войной. В качестве первого шага он созывает в августе 1945 года в Лондоне Исполком МОК. В результате голосования, проведенного путем переписки, вице-президентом МОК избран Эвери Брендедж, право проведения зимних Олимпийских игр 1948 года предоставлено Санкт-Морицу, а летних — Лондону. Эти решения были затем одобрены на лозаннской сессии в 1946 году. В МОК были приняты тринадцать новых членов. Самую острую проблему — вопрос об участии в Играх спортсменов Японии и Германии — удалось урегулировать средствами спортивной дипломатии: было принято решение, согласно которому эти страны не могли быть приглашены на очередную Олимпиаду, поскольку в них не было действующих олимпийских комитетов.

В период деятельности Зигфрида Эдстрема на посту президента МОК более последовательно стали соблюдаться принципы Кубертена. Эдстрем стремился на деле поставить международное олимпийское движение на службу интересам международного взаимопонимания. Об этом свидетельствует воззвание, с которым президент МОК обратился в декабре 1946 года к спортсменам всего мира, пригласив их приехать в Лондон и Санкт-Мориц:

«Молодежь мира встречается вновь, чтобы помериться силами в дружеской борьбе. Сегодня необходимость в этом ощущается больше, чем когда-либо. Мы пережили две ужасные мировые войны, в которых едва не погибло человечество. Злодеи посягнули на нашу культуру. Будущее принадлежит молодежи, и ее задача состоит в том, чтобы исправить наши ошибки и заблуждения. Для достижения наших целей необходимо, более того, настоятельно требуется, чтобы молодежь одних стран как можно лучше узнала молодежь других, соседних стран. Прекрасным средством для этого является олимпиада».

В ноябре 1947 года Эдстрем вновь повторил свой призыв:

«Сыновья почти пятидесяти наций встретятся на приближающихся Олимпийских играх. Завяжутся новые дружеские связи, в участниках Игр пробудится чувство взаимного уважения. Это послужит делу сближения и взаимопонимания между народами. Надеюсь и от всего сердца желаю, чтобы наши Олимпийские игры стали средством укрепления мира».

Искренность своих слов Эдстрем подтвердил и делами. Он пригласил в Лондон в качестве наблюдателей представителей Советского Союза. Сделал возможной постепенную замену странами, вставшими на народно-демократический путь развития, своих представителей в МОК. Активно выступал сначала за прием советских спортивных федераций в международные спортивные объединения, а затем Советского Союза — в Международный олимпийский комитет.

Эдстрем прекратил проведение в рамках олимпийских игр конкурсов искусств, ссылаясь на их «профессиональный характер». В то же время он поддержал предложение о создании Международной Олимпийской Академии, внесенное греческим ученым Иоанйсом Кетсеасом на римской сессии МОК в 1949 году. Задачами этого нового специализированного учреждения стали содействие развитию связанных со спортом областей науки, изучение влияния спорта на общество, пропаганда идей олимпийского движения.

Весной 1951 года на повестку дня в порядке поступления были поставлены вопросы о приеме в МОК японского, немецкого и советского олимпийских комитетов. Вновь созданный Национальный олимпийский комитет Японии был признан Исполкомом МОК одновременно с подачей им соответствующей заявки. На венской сессии 7—9 мая 1951 года получили признание олимпийские комитеты Федеративной Республики Германии и Советского Союза. По предложению Эдстрема членом МОК был избран К. А. Андрианов.

Атмосферу этих исторических минут уже многие анализировали, но наиболее удачно это сделал в своих воспоминаниях Андрианов. В успехе спортивной дипломатии, прорвавшей плотину критиканства и предубеждений,, ему явно принадлежала львиная доля. Однако он со свойственным истинному спортсмену мышлением говорит не об этом, а о восхищении теми, кого советская спортивная жизнь воспитала стойкими борцами: «Я вспоминал наших замечательных спортсменов, участников войны против фашизма, вспомнил гимнаста Анатолия Рыжкова, ставшего пограничником, получившего во время войны высшую награду — звание Героя Советского Союза. Я вспомнил Николая Шатова, тренера сборной команды штангистов, бойца славного партизанского отряда, генерала Глеба Бакланова, ставшего позже председателем Федерации гимнастики, который сам был выдающимся гимнастом и участником мотогонок. Механизированное воинское соединение под его командованием в конце войны первым встретилось с американцами на Эльбе... Они действительно заслужили того, чтобы участвовать в Олимпиаде...» В то же время МОК проявил готовность предоставить спортсменам Германской Демократической Республики возможность участвовать в хельсинкской Олимпиаде только под эгидой Олимпийского комитета ФРГ, что было бы равнозначно нарушению спортивного суверенитета этого сформировавшегося нового, социалистического государства. Хотя по вопросу об олимпийских комитетах Китайской Народной Республики и Тайваня решения принято не было, благодаря компромиссному предложению обе команды получили, однако, право участвовать в хельсинкских Играх. В работе сессии, созванной в связи с зимними Играми 1952 г. в Осло, впервые приняли участие представители национальных олимпийских комитетов. Там же, в связи с предложением, внесенным Национальным олимпийским комитетом Швейцарии в целях защиты права выпуска олимпийских значков, возникла идея созыва в будущем для решения острых проблем спортивных конференций на правительственном уровне.

На сессии МОК, предшествовавшей летним Играм в Хельсинки, Ю. Зигфрид Эдстрем, сославшись на преклонный возраст, подал в отставку. Непреходящей заслугой Эдстрема, занимавшего пост президента МОК в течение немногим более десятилетия, явилось развитие олимпийского движения во всемирном масштабе. Одновременно его деятельность ознаменовала собой начало нового периода в истории движения.

В этот период в ряды «олимпийских наций» влились Антильские острова (Нидерландские), Багамские острова, Бирма, Южный Вьетнам, Гайана, Гватемала, Гонконг, Южная Корея, Ливан, Пакистан, Панама, Пуэрто-Рико, Сингапур, Сирия, Советский Союз, Таиланд, Тринидад и Тобаго, был урегулирован вопрос о членстве в МОК Японии и ФРГ.

6.5.4.1.2. По пути мирного сосуществования (1952 —...)

Характер четвертого периода истории олимпийского движения, начавшегося с избрания на пост президента МОК Эвери Брендеджа, определялся не только количественными сдвигами, но в первую очередь моментами, связанными с внутренним содержанием движения. Это проявилось в чрезвычайно сложном комплексе проблем. Решение таких вопросов, как общественная роль олимпийского движения, организация Олимпийских игр, соблюдение уставных требований, реформа олимпийской программы, определение критериев любительства, дискредитация, оказание помощи развитию физкультуры и спорта в развивающихся странах, приходило в своеобразное столкновение с воплощавшей ортодоксальные принципы и установки практической политикой президента.

Изменения, происшедшие в соотношении сил на международной арене, благоприятно сказались и внутри олимпийского движения. Спортсмены Советского Союза смогли теперь беспрепятственно выступить не только на Играх XV Олимпиады, но и на предшествовавших им чемпионатах Европы и мира. Под влиянием результатов, достигнутых на этих соревнованиях спортсменами социалистических стран, даже те члены МОК, которые придерживались самых закоренелых предрассудков, были вынуждены отказаться от идеи спортивной блокады. Стало очевидным, что соревнования мирового характера, организуемые без участия спортсменов социалистических стран, не могут не только оказаться достаточно авторитетными, но даже и обеспечить соответствующую материальную отдачу. В то же время в социалистических странах и в международном рабочем спортивном движении на задний план отошли те силы, которые провозглашали изоляционистские идеи — а именно выступали за проведение соревнований только между пролетарскими спортивными обществами. Тем самым идея олимпийского мира обрела конкретное содержание. В соответствии с характером эпохи в олимпийское движение влились такие силы, которые не только стремились защитить всеобщий мир, но и располагали для этого возможностями. Появление в МОК представителей физической культуры и спорта социалистических стран означало, что развитие идей олимпийского движения подошло к такому этапу, когда эти идеи действительно могли бы стать эффективным средством укрепления мира и международного сотрудничества.

Другое дело, что реализация этой политики проходила не без борьбы. Представители физической культуры и спорта капиталистических стран также хотели доказать преимущество своих собственных достижений, прежде всего в наиболее популярных видах спорта. С другой стороны, представители крайних тенденций, время от времени бравшие верх в политике правящих кругов этих стран, стремились использовать возможности, имеющиеся в области спорта, для проведения своей подрывной деятельности, пытаясь вызвать затруднения внутри социалистических государств. Из сказанного выше следует, что в отношениях с капиталистическими странами необходимо было установить такие формы связей в области спорта, которые позволили бы использовать, не нанося ущерба основным целям социализма, все предоставляемые физической культурой возможности в интересах развития международного сотрудничества.

Социалистические страны стремились не предпринимать таких шагов, которые могли бы вызвать сложности или политические трудности. Они не пошли на возобновление деятельности Красного спортивного интернационала, придерживались гибкой политики в отношении соревнований, проводимых по линии студенческих спортивных организаций и в рамках Всемирных фестивалей молодежи и студентов. Социалистические страны стремились к созданию такой атмосферы, которая не позволила бы вызвать раскол в олимпийском движении, усилить в международных спортивных организациях позиции антисоциалистических сил.

Характер спортивной дипломатии социалистических стран в конечном итоге определялся проводимой ими политикой мирного сосуществования государств с различным общественным строем. В связи с этим с начала 1950-х годов главные дискуссии и борьба сил внутри Международного олимпийского комитета развертывались вокруг следующего вопроса (хотя прямо он и не ставился): удастся ли без особых потрясений превратить МОК, эту цитадель международного спортивного движения, из средства политики западных держав в форму мирного сосуществования. На первый план этой борьбы вышли проблемы демократизации и организационного совершенствования МОК.

А. В борьбе за решение первой группы указанных проблем деятельность прогрессивных сил во главе с социалистическим лагерем была направлена на последовательное оказание содействия усилиям МОК в деле ликвидации остатков расовых предрассудков и дискриминации в области спорта. Эти силы выступали против внесения таких изменений в программу соревнований, которые искажали бы идеи олимпийского движения. Ими "было сделано все, чтобы урегулировать ненормальное положение, сложившееся в отношениях между Китайской Народной Республикой и МОК, и дать народному Китаю возможность занять, в качестве законного представителя китайского народа, подобающее ему место в МОК. Прогрессивные силы боролись против дискриминационного подхода к решению корейского вопроса (Южная Корея была признана МОК под названием «Корея», тогда как КНДР —под названием «Северная Корея», что создавало видимость, будто всю Корею представлял в первую очередь «Юг»). Они последовательно отстаивали точку зрения, согласно которой включение в программу олимпийских игр или исключение из нее тех или иных видов спорта должно определяться уровнем развития физической культуры. Они выступали за оказание помощи спортсменам стран Азии и Африки, а также против проводимой НАТО политики дискриминационных ограничений, в том числе и в области спорта, в отношении ГДР. В целях содействия развитию спорта Черного континента прогрессивные силы выступили инициаторами создания «Комиссии помощи Африке».

Что касается проблемы признания ГДР, то первым шагом на пути к ее решению стало завоевание на парижской сессии МОК в 1955 г. права на участие спортсменов ГДР в Олимпийских играх в составе Объединенной германской команды. А в 1965 г. на мадридской сессии МОК ГДР обрела полную олимпийскую самостоятельность. Это фактически означало, что доктрина Хальштейна была вынуждена капитулировать перед спортивной дипломатией социалистических стран. МОК осудил натовскую блокаду ГДР. Было принято решение, гласившее, что в случае, когда та или иная страна—организатор мирового чемпионата не может обеспечить участие в нем спортсменов ГДР, проведение этих соревнований следует поручить другой стране (в соответствии с этим решением в начале 1960-х годов Франция была лишена права проведения первенства мира по лыжному спорту, Голландия — права организации межзонального турнира на первенство мира по шахматам, а место проведения мирового чемпионата по тяжелой атлетике было перенесено из США в Венгрию). Благодаря усилиям прогрессивных сил внутри МОК удалось добиться введения спортивного бойкота Южно-Африканского Союза и Родезии — стран, в которых существовала расовая дискриминация.

В 1968 г. на сессии МОК в Мехико наконец была восстановлена справедливость в отношении спортсменов Корейской Народно-Демократической Республики, которые до этого находились в оскорбительных для них условиях. Они получили возможность выступать впредь в команде, носящей полное название их страны, а за командой Южной Кореи было сохранено название «Корея». В 1972 г. в Мюнхене спортсмены КНДР впервые приняли участие в летних Олимпийских играх.

Б. Вторая группа проблем была связана, по существу, с урегулированием вопроса о персональном составе МОК, которое на практике являлось условием решения первой группы проблем. Общеизвестно, что в МОК не представлены все страны, поскольку его члены не делегируются в состав комитета, а пополняются самим этим органом. В 1959 г. Национальный олимпийский комитет Советского Союза представил на рассмотрение мюнхенской сессии МОК детально разработанный проект, предусматривавший изменение существующего порядка выборов в комитет, в основе которого лежит принцип самопополнения состава МОК. В случае же, если МОК не счел бы возможным принять новый порядок полностью, предлагалось предоставить места в этом органе руководителям международных спортивных объединений и представителям национальных олимпийских комитетов. Одновременно НОК СССР предложил принять в члены МОК недавно освободившиеся страны Азии и Африки, а также признать их олимпийские комитеты. Это предложение вызвало широкий отклик и стало исходным пунктом многих позитивных решений, принятых МОК. В целях координации международной спортивной деятельности в 1960 г. был создан Всемирный совет физкультуры и спорта, а в 1966 г. в Риме состоялась первая сессия постоянной Генеральной Ассамблеи национальных олимпийских комитетов. Тем не менее основные положения советского проекта были отвергнуты большинством членов МОК, посчитавших их слишком революционными. (Обсуждение по существу этого предложения состоялось, после неоднократных отсрочек, лишь в 1961 г. на сессии МОК в Афинах.)

Стратегическая линия ортодоксальных сил во главе с Эвери Брендеджем заключалась в том, чтобы, ссылаясь на «свободный от политики» и наднациональный характер деятельности МОК, отстаивать свои позиции путем выдвижения на первый план программы Олимпийских игр. Проповедуемые Брендеджем нормы спортивной этики дали идеологическую пищу антисоциалистически настроенным кругам в спорте для того, чтобы путем выдвижения тезиса о «лжелюбительстве» или, в другой формулировке, «государственном любительстве» поставить под сомнение моральную основу успехов спортсменов Советского Союза, Чехословакии, Польши и Венгрии. Под предлогом постановки проблемы так называемых беженцев эти круги хотели создать возможность для участия в олимпиадах спортсменов-диссидентов. В условиях критического международного положения, связанного с разгромом в 1956 г. контрреволюционного мятежа в Венгрии, Олимпийский комитет Швейцарии призвал государства—члены МОК не участвовать в Олимпийских играх в Мельбурне в знак протеста против совместного высту­пления Советского Союза и других социалистических стран на стороне народной Венгрии. Однако на призыв к бойкоту откликнулись лишь делегации Голландии, Ирака, Ливана, Швейцарии, Испании и Тайваня. Безус­ловная заслуга Брендеджа состоит в том, что, выступив в защиту единства олимпийского движения, он не пошел на поводу у экстремистских кругов, развернувших раскольническую деятельность. В то же время Брендедж препятствовал активным действиям социалистических и других прогрессивных сил в этот период. 23 августа 1972 г. после 20-летнего пребывания на посту президента МОК Брендедж подал в отставку. Его преемником стал ирландец лорд Килланин, получивший на выборах 69 голосов.

В. Третья группа проблем включает в себя программу планомерной помощи, направленной на развитие спорта в слаборазвитых странах. Олимпийский Комитет СССР в 1962 году на 59 сессии МОК, проходившей в Москве, внес предложение о том, чтобы МОК на основе продуманной концепции предпринял конкретные шаги по оказанию материальной поддержки спортивному движению в Африке, Азии и Латинской Америке. Чтобы он взял на себя большую роль в деле расширения сети спортивных сооружений в этих странах, а также в обеспечении их специалистами. Пронизанное чувством ответственности предложение, внесенное Константином Андриановым, было принято, однако на пути его осуществления возникло много препятствий.

Поддержка спортивного движения в развивающихся странах оказалась не по вкусу ряду членов МОК. Другие же побаивались за свои позиции или опасались того, что расширение олимпийского движения усилит имевшие место разногласия. Высказывались соображения и такого порядка, что материальную поддержку следует оказывать не под эгидой МОК, а в форме двусторонних связей. Руководство МОК заняло позицию, согласно которой Международный Олимпийский Комитет не может выходить за рамки своей деятельности, и потому необходимо ограничиться созданием «олимпийского фонда» и время от времени выделять небольшие суммы уже существующим, но испытывающим материальные затруднения олимпийским комитетам. Естественно, что такой путь, означавший уход от ответственности и дающий широкий простор для различного рода политического маневрирования, не мог удовлетворить заинтересованные страны, не отвечал он и позиции национальных комитетов социалистических стран.

В ходе затянувшихся на долгие годы спортивно-дипломатических стычек становилось все яснее, что МОК сам по себе не способен финансировать всеобъемлющую программу солидарности. Стало также понятным, что авторитету МОК не повредит, а, напротив, пойдет на пользу, если он в этом вопросе получит поддержку международных федерации, национальных олимпийских комитетов развитых стран, других государственных и общественных организаций. Таким образом будет разрушена глухая стена между МОК и ЮНЕСКО, ставившей перед собой во многих отношениях аналогичные цели.

После устранения различных, в большей части субъективного характера, препятствий программа солидарности почти с трехлетним опозданием вступила в стадию осуществления. Олимпийский Комитет СССР одним из первых внес на эти цели значительную сумму. Солидные суммы выделили также Болгария, Чехословакия, Франция, ГДР, Италия и Швеция. Однако денег все же было недостаточно. Таким образом, к началу семидесятых годов были осуществлены только те задачи программы солидарности, для которых условия обеспечивали социалистические страны, и в первую очередь Советский Союз. Материальные проблемы были разрешены в 1973 году, когда МОК путем заключения соглашений с международными телекомпаниями о праве трансляции получил доступ к источнику новых денежных поступлений. Начиная с этого времени одна треть миллионных сумм- денежных поступлений остается в распоряжении МОК, другая треть принадлежит международным федерациям. Оставшаяся сумма идет на цели программы солидарности. Для координации деятельности, связанной с программой солидарности, была создана специальная комиссия из 24 членов МОК во главе с лордом Килланином. В ее работу органически включились международные федерации и национальные олимпийские комитеты. Так, например, Международная федерация футбольных ассоциаций в период с 1973 по 1979 год организовала в странах Азии, Африки и Америки около 80 курсов усовершенствования для судей и тренеров спортивных обществ. В 1979-80 гг. она выделила 1,7 миллиона швейцарских франков на развитие футбола прежде всего в странах Азии и Африки. В последние годы среди федераций, располагающих ограниченными средствами, наибольшую активность проявляет Международная федерация гимнастики.

Разрядка, наметившаяся в 1960-х годах в международных отношениях и означавшая переход от конфронтации и «холодной войны» к политике переговоров, создала более благоприятные условия и для сотрудничества в области спорта. С развалом колониальной системы в международное олимпийское движение влились более 30 новых стран. Число национальных олимпийских комитетов, признанных МОК, возросло до 130. Олимпийское движение практически все больше превращалось во всеобщее демократическое движение спортивной молодежи мира. В 1972 г. в Мюнхене спортсмены 11 социалистических стран завоевали 100 первых мест, то есть более половины всех разыгрывавшихся олимпийских золотых медалей. Само собой разумеется, что прогрессивные тенденции, прокладывавшие себе дорогу в олимпийском движении, заставляли те западные круги, которые продолжали оставаться сторонниками методов «холодной войны», идти на известный пересмотр своей политики. Используя дело австрийского лыжника Карла Шранца (1968), позицию спортивных руководителей африканских стран в отношении Родезии, террористические акции организации «Черный сентябрь», отказ Денвера от проведения зимних Олимпийских игр 1976 года и проблему допинга, западная печать начала говорить о кризисе олимпийского движения. Дошло до того, что многие ответственные спортивные руководители стали высказывать мнение о том, что в интересах ограничения «спортивного национализма» следует отказаться от принятой практики исполнения национальных гимнов и поднятия государственных флагов во время объявления результатов. Эта ситуация осложнялась тем, что создание в 1967 г. под руководством Роже Кулона Генеральной Ассоциации международных спортивных федераций (ГАМСФ) привело в конечном счете к ослаблению позиций олимпийского движения. Все более тревожной становилась проблема «гигантизма», связанная с подчинением отдельных видов спорта интересам бизнеса и разбуханием программы олимпийских игр.

Под влиянием укрепления лагеря сторонников мирного сосуществования и в связи с обострением серьезных противоречий внутри международного спортивного движения МОК созвал осенью 1973 г. в Варне X Олим­пийский конгресс. Важнейшее значение диалога, в котором приняли участие 61 член МОК, 66 делегатов от 26 международных спортивных объединений, а также 187 представителей 82 национальных олимпийских комитетов, состояло в том, что впервые в истории спорта подобная встреча превратилась в форум, отразивший изменение соотношения сил в международном олимпийском движении. Представители кругов, пытавшихся умалить или исказить общественную роль олимпийских игр, потерпели на конгрессе поражение. В результате активизации деятельности «трехстороннего комитета» в значи­тельной мере были устранены препятствия на пути развития сотрудничества между МОК и международными спортивными федерациями и тем самым сделаны первые шаги в сторону демократизации организационной структуры олимпийского движения.

Признав закономерность взаимосвязи между спортом и государством, конгресс тем самым стимулировал усилия, предпринимаемые в отдельных странах в целях развития физической культуры.

...На основе прозвучавших предложений был переработан 20-й параграф «Хартии» МОК, что и официально сделало возможной легальную поддержку современной подготовки, возмещение потери в заработке в период пребывания на тренировочных сборах. В то же время был наложен более строгий запрет на рекламную деятельность спортсменов-любителей.

Конгресс в Варне одобрил предложения Советского Союза, направленные на оказание планомерной помощи развивающимся странам в деле развития спортивной жизни. На основе этого решения конгресса, а также с учетом упоминавшихся ранее денежных поступлений осуществление олимпийской программы солидарности, начиная со второй половины 1970-х годов, было отмечено значительными результатами. Помимо материальной поддержки только в 1978 г. национальные олимпийские комитеты 103 стран Азии, Африки и Латинской Америки получили проектную документацию для строительства спортивных сооружений, организационную и методическую помощь, возможность позаимствовать опыт в тренировочных лагерях. В 32 странах были организованы курсы тренеров, в которых приняли участие 7312 слушателей. Из них 316 пользовались стипендиями олимпийской солидарности, т. е. находились на полном обеспечении. Наиболее серьезные международные курсы были организованы высшими учебными заведениями Москвы, Рима, Лейпцига, Мехико, Софии, Брайтона, Джакарты и Буэнос-Айреса. В программе курсов были представлены легкая атлетика, борьба, велосипед, баскетбол, футбол, бокс, волейбол, тяжелая атлетика, плавание, гимнастика и фехтование. Занятия проводили наиболее авторитетные специалисты Советского Союза, Болгарии, Кубы, ГДР, Польши, Италии, Бразилии и Турции. В июне 1979 года Исполком МОК, а также проходившая в Пуэрто-Рико конференция представителей национальных олимпийских комитетов и международных спортивных федераций положительно оценили результаты осуществления олимпийской программы солидарности. Здесь же была обсуждена дальнейшая программа в этой области.

К числу наиболее значительных, отвечавших спортивной политике мирного сосуществования форумов, проводившихся в семидесятые годы можно отнести консультативную встречу спортивных руководителей Европы. Первая такая встреча состоялась 12—17 мая 1973 г. в Вене. На основе прозвучавших здесь предложений ЮНЕСКО в декабре 1976 года на своей конференции в Найроби была учреждена Межправительственная Комиссия по физкультуре и спорту. Значение инициативы спортивных руководителейЕвропы, направленной на развитие международного сотрудничества, подчеркивает тот факт, что во второй конференции в августе 1978 г. приняли участие делегаты 29 стран, а 28 государств были представлены наблюдателями. Вслед за этим в 1979 г. на 81-й сессии МОК в Монтевидео было подписано соглашение о сотрудничестве между ЮНЕСКО, МОК и Межправительственной комиссией. На этой же сессии МОК было одобрено решение о принятии во временные члены 17 национальных олимпийских комитетов, среди них — Анголы, Лаоса, Мавритании, Мозамбика, Сейшельских островов и Вьетнама.

Заметим при этом, что отношения между МОК и Межправительственной комиссией время от времени под давлением западных кругов пытались осложнить отдельные органы печати. Были попытки гальванизировать ложную теорию независимости олимпийского движения от международной политической жизни и от правительств. Распускались слухи о том, что ЮНЕСКО якобы нарушает суверенитет МОК и ее деятельность рано или поздно приведет к оттеснению МОК на задний план. Исторический опыт, однако, свидетельствует о том, что МОК в одиночку не может вести сколько-нибудь значительную деятельность в таких представляющих собой основу физической культуры областях, как здравоохранение, школьное физвоспитание, рекреация, туризм, развитие спортивных сооружений. Стремление противопоставить друг другу заинтересованных в -развитии физической культуры в своих странах государственных деятелей и неправительственные общественные организации было довольно рискованной игрой, которая могла нанести ущерб прежде всего международному спортивному движению. Несомненно также, что олимпийское движение в наши дни невозможно без сотрудничества (и взаимопомощи) с правительствами тех стран, где спортивная жизнь, все более переплетающаяся с культурной деятельностью, становится одним из факторов развития. Это признание подчеркнул один из выдающихся деятелей современного олимпизма лорд Килланин на встрече со спортивными руководителями социалистических стран в январе 1979 г. в Москве.

События, предшествовавшие Московским олимпийским играм, открывшим новую главу в истории спорта, восходят к началу 70-х годов. Международная обстановка в этот период характеризовалась смягчением напряженности. Московский городской совет на своем заседании в сентябре 1971 года, проконсультировавшись предварительно с Олимпийским Комитетом СССР, принял решение выдвинуть кандидатуру Москвы на проведение Летних Олимпийских игр 1980 года. Это предложение Моссовета было уже в ноябре того же года направлено в МОК. 23 октября 1974 года лорд Килланин объявил о решении МОК, согласно которому право на проведение игр было передано советской столице. Вслед за этим в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске и Таллине началось строительство новых спортивных сооружений, а также реконструкция старых. В марте 1975 г. был официально создан Оргкомитет Олимпиады-80 во главе с заместителем председателя СМ СССР И. Т. Новиковым. Программа Игр, в которой значилось 203 состязания по 29 видам спорта, была одобрена на 79-й сессии МОК в июне 1977 г. в Праге. Было также решено, что часть предварительных соревнований и полуфиналов будет проведена в упомянутых ранее городах, а состязания по парусному спорту — в Таллинском заливе. В январе 1978 г. лорд Килланин посетил Москву и после переговоров выразил удовлетворение ходом строительства спортивных объектов. В марте 1978 г. вопрос о подготовке к Олимпиаде рассматривал Московский городской совет. Сообщение, подготовленное Московским городским советом, МОК одобрил на своей 80-й сессии в мае того же года в Афинах. К лету 1979 г. олимпийские сооружения были, по существу, готовы. С 21 июля по 5 августа в Москве состоялись финальные состязания VII Летней Спартакиады народов СССР, которые одновременно являлись генеральной репетицией перед Олимпийскими играми. С учетом опыта проведенной спартакиады организаторы внесли последние предложенные организационные поправки. В первой половине 1980 г. усилиями социалистических стран, а также не в последнюю очередь благодаря последовательной позиции МОК удалось отбросить попытки картеровской администрации организовать бойкот Олимпиады. 27 июня в торжественной обстановке была открыта Олимпийская деревня, и на Олимпиаду стали прибывать первые делегации. 14—16 июля в Москве состоялась 83-я сессия МОК, на которой председателем МОК вместо ушедшего в отставку лорда Килланина был избран Хуан Антонио Самаранч.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: