Сущность и значение маржинального анализа.
С/с на базе управления учета.
Осн задача управл-я учета – получения инф-ии о затратах для тек управл-я с/с (директ-костинг): деление всех затрат на постоянные и переменные. Учитыв-ся в с/с только перем затраты.
Построенный на системе директ-костинг анализ получил название маржинальный.
Переменные (условно-переменные)затраты – з, кот измен-ся в зав-ти от изменения V пр-ва (з/п рабочих и пр).
Постоянные (условно постоянные) – непосредст не зависят от измен-я V пр-ва (управ расходы, % за банк кредит, Ам ОС и НМА если нелин способ).
Существуют смешанные расходы – сост из перемен и постоян частей. Они делятся либо пополам, либо в пропорции, выбран на предприятии.
Основн особ-ть управленч анализа с/с – более точный учет взаимосвязей м/у V продаж, затратами и прибылью.
С увел-ем V пр-ва суммарные переменные расходы увел-ся,а на 1 прод-ии не измен-ся.
С снижен-ем V пр-ва суммарные переменные расходы уменьш-ся,а на 1 прод-ии не измен-ся.
С увел V пр-ва пост расходы не измен-ся, но на 1 прод-ии сниж-ся.
С снижен-ем V пр-ва пост расходы не измен-ся, но на 1 прод-ии увел-ся.
Пост затраты не зав от V пр-ва лишь до опред предела, пока наращ-е V пр-ва,расшир-е деят-ти, не потребует увел-я пост затрат.
Диапазон, в рамках кот пост затр не мен-ся, наз-ся релевантным.
Знач-е маржиналmyjuj анализа сост в т, ч этот анализ позволяет принять основ управленч решения (напр-р):
1. Реш-я снятия из пр-ва отдел изделий
Притрадиц учете убыточность изделия часто ведет к снятию его из пр-ва.
При учете по переменным затратам решение не может быть правильным. С/с сниж-ся только в части переем затрат, а пост остаются.
2. Отпадает проблема распред-я наклад расходов по видам прод-ии.
3. Калкулирование с/с только переем затрат позволяет установить нижний предел цены изд-я, до кот предпр-е может ее снизить в случае паления спроса на продукцию.
Это позволяет упрастить планир-е и учет с/с за счет сокращения числа контрол позиций затрат и некот др. решения:
- о привлечении доп заказов
- о выборе м/у самост пр-вом и закупками со стороны и др.
Одн из ключевых понятий в системе директ-костинга явл маржинальный доход.
Маржинальный доход – выручка от продаж сверх переменных затрат.
МД= ОР-С пер
МД= С пост+П (прибыль)
ОР=С/с (Спост и С переем) + П
При этом для кажд знач-я V продукции прибыль определяется как разница м/у МД и С пост.
П=МД – С пост
Если С пост >МД – у пердпр-я образ-ся убытки.
На базе МД рассчитыв-ся точка безубыточности и запас устойчивости орг-ии.
Безубыточность может быть вражена выручкой, кот необходимо получить (V реализации критич) либо кол-во прод-ии, кот-е нужно продать в натуральн выражении.
Эта точка – перес-е линии выручки с линией полн с/с прод-ии.
График взаимосвязи затрат, V пр-ва и П.
Рассмотрим аналит способы расчета порога рент-ти.
ОР=С пер +С полн
q (кол-во)*p (цена)= q*С пер + С пост ------Формула для однопродуктового пр-ва.
Пример:
Предпр произв прод-ю одного наимен-я. Рын цена 1000, переем расх 600, пост затр по предпр-ю 80 000.
Сколько изделий нужно произвести,чтобы достичь безубыт работы?
Q критич = 80 000/ (1000-600)=209 штук
Если умножить прав и лев часть формулы на цену изд-я, то получим формулы определения критич V продаж в стоимостном выражении. Она б равна:
d мд- доля МД в выручке изд-я
d пер – доля С пер в ОР
Эти методы для предприятий произв однономенклат изд-я.
Важной задачей в системе директ- костинга явл опред-е запаса финн устойчивости орг-ии/ зона финн безопасности.
Если известен порог рентаб-ти, то запас устойчив-ти:
ЗФУ = ОР- ОР крит
На сколько % объем продаж выше критического и на сколько % предпр-е может снизить выручку без потери фин устойч-ти.
Если ОР<ОР крит – убытки. Т е предпр-е должно сокращать пост затраты для снижения порога рент-ти.
Пример: По данным формы 2, если по стр 020- переем услов затраты, по стр 030 – переем затраты, по стр ОНО – пост затр
| Пок-ли | № | Баз пер | Отч пер | Измен-е |
| Выручка от продаж | Х | |||
| П от продаж | ||||
| Перем затраты с/с прод | ||||
| Пост затр | ||||
| Сум затраты | ||||
| Марж доход (1-3) или (2+4) | ||||
| Доля МД в ОР,% (6/1*100) | 32,47 | 30,08 | -2,39 | |
| Порог рен-ти (крит точка) (4/7) | ||||
| Запас финн устойч-ти,т руб (1-8) | ||||
| То же в % (9/1*100) | 67,28 | 70,62 | 3,34 |
Из табл следует, что в баз периоде пердпр-е смогло бы выдержать снижение Выручки от продаж на 67,28 %.
В отч периоде фактически достигнутая выручка первышает крит точку на 3716 т руб (70,62%).
Те зона безопасности расширилась на 3,34%.
Причиной этому послужило сниж-е пост затр в с/с продукции.
Баз пер: d спост= 340/2501 *100=13,59%
Отч пер: d спост=465/4144*100=11,22%
Чтобы целенаправленно воздействовать на беззуб-ть работы предпр-я нужно знать систему факторов и методику их анализа.
Порог рент-ти зависит от вел-ны пост затр, суммы пер затрат
Что касается запаса финн устойч-ти, то составл-щие те же + Объем продаж.






