Рекомендации по проведению анализа себестоимости продукции

На любом этапе жизни компании неизменно существует задача учета, анализа и управления затратами. Для решения принципиальных задач – сколько нужно продавать и по какой цене, чтобы данный продукт приносил компании прибыль – необходимо посчитать, во что обходится производство одной единицы продукции, то есть посчитать ее себестоимость. Для оптимизации величины и структуры затрат необходимо правильно проводить анализ себестоимости продукции. Методика расчета себестоимости предполагает деление затрат по видам продукции.

Классический расчет себестоимости единицы продукции предполагает прохождение двух шагов:

1 шаг – определение затрат, изменяющихся пропорционально объемам производства того или иного вида продукции (определение переменных затрат на единицу продукции). Расчет выполняется произведением норм расхода отдельных элементов затрат на стоимость их приобретения. Классическими представителями переменных затрат являются сырье, материалы, комплектующие, технологическая энергия, сдельная заработная плата.

2 шаг – суммирование всех прочих расходов, осуществленных за период, и их деление на конкретные виды продукции (разделение накладных расходов по видам продукции). Классическими представителями таких «прочих расходов» являются расходы на содержание и ремонт оборудования, зданий, сооружений, заработная плата административно-управленческого персонала, амортизационные отчисления, административные расходы.

Нередко перечисленные «прочие» расходы отражаются в специальных документах – ведомостях (сметах) общецеховых, общехозяйственных, общепроизводственных расходов. При классическом подходе в расчете себестоимости рекомендуется деление общих затрат на отдельные виды продукции осуществлять пропорционально заработной плате основных производственных рабочих, начисленной по данным видам продукции.

Проблемой расчета переменных затрат для большинства предприятий является отсутствие корректной и постоянно обновляемой нормативной базы расхода сырья и материалов (нередки случаи, когда нормативные базы не обновляются годами). Однако решение данной проблемы, скорее, техническое, нежели смысловое.

Смысловая проблема возникает на этапе разделения общепроизводственных (общехозяйственных, общецеховых) расходов по видам продукции.

Управленческий подход в расчете себестоимости предполагает, что по экономическому смыслу, затраты должны относится на тот или иной вид продукции в соответствии с тем, насколько эти затраты связаны с производством того или иного вида продукции.

Таким образом, в процессе распределения общепроизводственных расходов необходимо уточнить, в какой степени элементы затрат связаны с производством конкретного вида продукции.

Существуют элементы общепроизводственных расходов, которые имеют прямое отношение к конкретному изделию и которые нецелесообразно перераспределять между различными изделиями. Например, предприятие выпускает два вида продукции (А и Б) и приобрело на условиях лизинга линию для производства исключительно изделия А. Для размещения линии были арендованы дополнительные производственные помещения. Таким образом, лизинговый и арендный платежи, вошедшие в состав общепроизводственных расходов, являются «следствием» производства исключительно изделия А. Следовательно, перечисленные элементы затрат должны быть отнесены именно на изделие А и не перераспределяться на изделие Б каким-либо образом. Так как за счет искусственного перераспределения затрат на другие изделия пропорционально зарплате может возникнуть ситуация некорректного расчета себестоимости, а значит, и предполагаемой рентабельности выпуска конкретного вида продукции. Что, в свою очередь, может привести к неоптимальным управленческим решениям по дальнейшему планированию производства.

Таким образом, расчет себестоимости продукции целесообразно производить в следующем порядке:

1 шаг – определение переменных затрат на производство единицы продукции (сырье, материалы, комплектующие, технологическая энергия, сдельная заработная плата) по нормам расхода. В состав переменных расходов необходимо включить налоги с выручки от реализации, включаемые в себестоимость продукции.

2 шаг – выделение в составе общепроизводственных расходов тех затрат, которые могут быть отнесены напрямую на конкретный вид продукции (связанных с производством конкретного вида продукции). Определение затрат на единицу путем деления их абсолютной величины на объем производства данного вида продукции.

3 шаг – суммирование всех прочих, не относящихся на конкретный вид продукции, затрат за период. Деление на конкретные виды продукции пропорционально выбранной базе – например, объемам реализации или заработной плате основных производственных рабочих.

Для распределения прочих затрат, не относящихся на конкретный вид продукции, также можно предложить базы для распределения. Например, затраты на ремонт и обслуживание оборудования, его амортизацию возможно разделять по видам продукции пропорционально станко-часам, затраченным при производстве конкретных видов продукции на данном оборудовании. Затраты на освещение и отопление производственных помещений – пропорционально площадям и кубатуре цехов, занятых при производстве конкретных видов продукции.

С использованием различных методов расчетов можно получить различные (иногда, противоположные) оценки себестоимости и прибыльности продукции. Целесообразно использовать методику, дающую однозначные оценки. Такие оценки дает маржинальный анализ.

Маржинальный анализ предполагает оценку потенциальной прибыльности продукции с использованием соотношения цен на реализуемую продукцию и переменных затрат на ее производство. Цены реализации продукции и переменные затраты на ее производство (нормативы затрат) в большинстве случаев известны и очевидны. При этом исчезают проблемы с выбором метода распределения общепроизводственных расходов и получается реальная оценка себестоимости продукции.

Для каждого вида продукции следует определить показатель Кц, который носит название «ценовой коэффициент»:

Кц = (Цр - Зп) / Цр, ()

Где Цр – цена реализации за единицу продукции;

Зп – переменные затраты на единицу продукции.

Чем выше значение ценового коэффициента, тем выше потенциальная прибыльность данной продукции: больше резерв покрытия общепроизводственных расходов и получения прибыли. Иными словами, наиболее выгодно продавать изделия с наибольшим ценовым коэффициентом.

То, что в настоящее время какой-либо продукт убыточен по полной себестоимости, вовсе не перечеркивает его потенциальной прибыльности. Убыточность по полной себестоимости означает, что сложившихся объемов и цен реализации данного продукта не достаточно для покрытия затрат на его производство и с управленческой точки зрения необходимо стремиться к их (цены, объемы реализации) увеличению. В то же время с токи зрения максимизации прибыли с 1 рубля затрат предприятию выгодно, прежде всего, увеличивать объем реализации продукции с большим ценовым коэффициентом.

Разница между «необходимо стремиться» и «выгодно» состоит в следующем. Предприятие допустило ошибку (недобрало доходов, требуемых для полного покрытия затрат), устанавливая цены и планируя объемы реализации изделия А. С управленческой точки зрения, необходимо стремиться к выполнению экономического правила функционирования предприятия – обеспечению безубыточности производства каждого изделия. Однако можно компенсировать недополученную при реализации данного изделия прибыль, реализацией более рентабельного изделия Б. Наиболее выгодным – наиболее прибыльным – для предприятия станет увеличение объемов реализации изделия Б. Это компенсирует убыток по изделию А, однако не отменит неудовлетворительной оценки сложившихся объемов и цен реализации А. Таким образом, постановка задачи при планировании номенклатурной программы будет выглядеть следующим образом:

­ стремиться обеспечить безубыточный уровень производства А (приростом цен или объемов);

­ максимизировать объемы реализации изделия Б.

Отрицательный ценовой коэффициент по какому-либо продукту показывает, что цена реализации продукции не покрывает даже переменных затрат на производство этого вида продукции, не говоря уже о покрытии общепроизводственных расходов и получении прибыли. Каждая продажа такого продукта приносит предприятию убыток, то есть чем больше продаем, тем больше убытков получаем. Для цели увеличения прибыли такой продукт целесообразно снять с производства.

Решение об отказе от производства продукции, для которой цена реализации не покрывает переменных затрат, не является однозначным.

Существуют ситуации, в которых предприятие некоторое время может осознанно реализовывать такую продукцию. Например, это возможно при выходе на новые рынки – предприятие осуществляет демпинговую политику, направленную на привлечение покупателей и вытеснение конкурентов. Также – в том случае, когда предприятие пытается сохранить сложившийся рынок в расчете на дальнейший рост платежеспособности покупателей (в большинстве случаев завоевать рынок дороже, чем поддержать его). Иногда предприятие вынуждено реализовывать такую продукцию, так как она оплачивается живыми деньгами, а не бартером или взаимозачетами.

В любом случае, продажа продукции, для которой цена реализации не покрывает переменных затрат, должна быть временным явлением. Необходимо помнить, что продажа каждого такого изделия приносит предприятию убыток, что в перспективе может привести предприятие к серьезным экономическим проблемам.

Периодически необходимо проводить «аттестацию» производимой продукции, в ходе которой рекомендуется пройти следующие этапы:

1) Провести маржинальный анализ (анализ соотношения цен реализации и переменных затрат на производство продукции). Этот этап позволяет выделить продукцию, наиболее «полезную» с точки зрения получения прибыли (имеет наибольший ценовой коэффициент) и продукцию, при любых обстоятельствах приносящую убыток (имеющую отрицательный ценовой коэффициент). Таким образом, продукция ранжируется с точки зрения потенциала получения прибыли. Наиболее выгодной с точки зрения максимизации прибыли является реализация продукции с максимальным ценовым коэффициентом.

Безусловно, вопрос формирования продуктового портфеля не ограничивается внутренним экономическим расчетом. Также должны учитываться два принципиальных фактора – производственные мощности и рыночный спрос. Например, желание увеличить объемы реализации наиболее прибыльных продуктов может столкнуться с ограничением производственных возможностей либо с ограниченным спросом. Формула идеального продуктового набора – максимальный спрос при максимальном ценовом коэффициенте и отсутствии ограничений по росту объемов производства.

2) Затраты, не вошедшие в состав переменных, распределить на разные виды продукции в соответствии со степенью «участия» затрат при производстве этих видов продукции.

Распределенные затраты прибавляются к переменным и получается искомая себестоимость. Сравнивая себестоимость с ценой реализации, можно оценить существующее положение вещей – приносит ли конкретное изделие прибыль либо убыток.

В результате появляется возможность сформировать программу действий на будущее. Если продукт на сегодня приносит убыток (цена меньше себестоимости), но цена покрывает переменные затраты, – увеличение объемов продаж позволит в дальнейшем сделать продукцию прибыльной. Если увеличение объемов продаж представляется проблематичным, возможно, придется рассматривать вопрос повышения цены.

Если же цена продаж не покрывает даже переменных затрат, ситуация особая: каждая продажа приносит убыток и увеличение объемов продаж лишь усугубит отрицательный результат. Такой случай требует решительных действий – снижение затрат, повышение цен либо отказ от производства данной продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: