Знание о прошлом (историческое знание) - накопленная человечеством сумма фактов и совокупность основанных на них гипотез и теорий.
Знание является объективной реальностью. Однако, в отличие от прошлого, оно постоянно изменяется за счет открытия новых фактов, выдвижения новых гипотез и появления общепринятых теорий.
Поэтому историческое знание правильнее представлять как непрерывный бесконечный процесс познания прошлого. В ходе этого процесса закономерно возникают вопросы, в том числе:
1. Вопрос о достоверности исторического знания, возможности адекватного отражения исторического процесса в сознании.
Часть историков убеждены в том, что знание о прошлом в идеале даст истинную картину исторического процесса. Важное место в теории познания, исторического в частности, занимает вопрос о диалектике форм истины: относительной и абсолютной.
Под абсолютной истиной в настоящее время понимается такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о предмете. Относительная истина - неполное знание о том же самом предмете. То содержание относительных истин, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания, есть часть абсолютной, подобное кирпичикам, из которых возводится здание.
Процесс познания истины может быть длительным, допускающим периодический пересмотр картины прошлого в силу появления новых исторических фактов, гипотез и теорий. Отсюда релятивизм (относительность) исторического знания в любой конкретный исторический момент, которое можно рассматривать как некий «моментальный срез».
Вместе с тем, достаточно много исследователей убеждены в том, что т.н. «относительные истины» отнюдь не «кирпичики» абсолютной, но лишь очередные заблуждения. Сумма «относительных истин» никогда не приведет к адекватному представлению о прошлом. Никто и никогда не может быть уверен в том, что нашел истину. Никакой исследователь не может претендовать на то, что в том историческом материале (в известных явлениях, исторических объяснениях, научных фактах, исторических теориях и т.п.) которым он владеет, можно заведомо определить, что соответствует действительности, а что нет. Его объяснение какого-либо исторического явления или истории вообще – всего лишь одно из многих истолкований научных фактов с одной из многих существующих и потенциально возможных точек зрения.
Однозначно отвергают достоверность исторического знания сторонники «постмодернистского» направления, возникшего в европейской историософии в 70-е годы XX века. Авторитетный советский и российский историк Арон Яковлевич Гуревич (1924 - 2006 гг.) прямо утверждал, что «сама постановка вопроса об объективности исторических знаний некорректна» (Материалы дискуссии «Актуальные теоретические проблемы исторической науки». - Вопросы истории, 1992, № 8 - 9, с. 162). Отсюда следует вывод о том, что история - это не наука. Она лишь разновидность литературы, игра воображения, в лучшем случае, точка зрения автора.