Подведение итогов, рефлексия
Задание на дом
Выполнение работы
Объяснение сути практических работ по истории, разъяснение предъявляемых требований
Организационный момент
Тема 9. Общественное движение 60-80-х гг. XIX в.
1. Общественное движение 1860-х гг.: прокламации, организации, деятельность А. И. Герцена.
2. Идеологи народнического движения: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев.
3. Народничество в России: хождение в народ, народнические организации.
Источники:
1. История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях. - Ростов-на-Дону, 1996.
2. Освободительное движение и общественная мысль России ХIХ в. Для семинарских и практических занятий. - М., 1991. – С. 251-266, 288-371.
3. От абсолютизма к демократии. Политическая жизнь капиталистической России (1861 - 1917). Документы и материалы к семинарским занятиям по отечественной истории. - Екатеринбург, 1991.
4. Хрестоматия по истории СССР. 1861-1917. - М., 1990. – С. 102-126, 136-146.
Литература:
1. Антонов, В. Ф. Революционное народничество / В. Ф. Антонов. – М., 1965.
2. Борисенок, Ю. А. Михаил Александрович Бакунин / Ю. А. Борисенок, Д. И. Олейников // Вопросы истории. – 1994. – № 3. – С. 55-76.
3. Будницкий, О. В. Терроризм в русском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIX – начало XX в.) / О. В. Будницкий. – М., 2000. – С. 30-84.
4. Итенберг, Б. С. Движение революционного народничества / Б. С. Итенберг. – М., 1965.
5. Карпачев, М. Д. Очерки истории революционно-демократического движения в России (60-е – начало 80-х гг. XIX в.) / М. Д. Карпачев. – Воронеж, 1975.
6. Кон, Г. С. “Народная воля”. Идеология и лидеры / Г. С. Кон. - М., 1997.
7. Малинин, В. А. Философия революционного народничества / В. А. Малинин. – М., 1972.
8. Пантин, И. К. Революционная традиция в России / И. К. Пантин, Е. Г. Плимак, В. Г. Хорос. - М., 1986.
9. Пирумова, Н. М. А. И. Герцен. Революционер. Мыслитель. Человек. / Н. М. Пирумова. – М., 1989.
10. Рудницкая, Е. Л. Петр Ткачев. Русский бланкизм / Е. Л. Рудницкая // История СССР. – 1991. – № 3. – С. 100-116.
11. Рудницкая, Е. Л. Русский бланкизм. Петр Ткачев / Е. Л. Рудницкая. – М., 1992.
(1-е занятие: 1. тема 1 вопросы 1-4 стр. 61 2. параграф 2.1 вопросы 1 – 10 стр. 55
2-е занятие: 1. тема 2 вопросы 5-8, 12 стр. 61 2. параграф 2.2 вопросы 11 – 15 стр. 56 )
ТЕМА: ДРЕВНЕЙШАЯ и ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ
ЦЕЛИ:
1. Определить соотношение природного и социального в человеке.
2. Рассмотреть процесс расселения людей по земному шару с использованием исторической карты.
3. Определить сущность, причины и последствия неолитической революции.
4. Определить роль географических факторов в становлении цивилизаций Древнего мира.
5. Рассмотреть процесс возникновения цивилизаций древности с использованием исторической карты.
ЗАДАНИЯ:
1. Прочитайте отрывок из статьи современного российского историка В. М. Хачатуряна. Почему ученые отвергают представление о том, что древнейшей формой объединения людей было первобытное стадо?
[Пересматриваются] «многие традиционные, привычные представления о первобытном обществе и человеке. Например, термин «человеческое стадо» давно вышел из употребления — даже по отношению к эпохе «человека умелого»: считается, что в человеческом коллективе всегда были иные, чем в животном мире, нормы поведения. Археологические открытия заставляют проявлять большее уважение к первобытным людям, которых объединяли не только потребность в добывании пищи, но и сексуальные, а также родственные связи. Они умели ограничивать себя в еде в пользу детей, стариков и женщин, передавать опыт из поколения к поколению, распределять время для охоты и выработки орудий труда. Поэтому более адекватным считается термин «праобщина».