double arrow

Политический кризис 1944 г


С тем чтобы избежать надвигавшейся катастрофы, регентс­кий совет поручил одному из лидеров БЗНС—«Врабча-1» К. Муравиеву сформировать новый кабинет на основе широкой коали­ции («национальной концентрации»). По причине отказа Отече­ственного фронта от участия в создании правительства, оно было составлено 2 сентября 1944 г. из представителей только трех партий: БЗНС—«Врабча-1», Демократической и Народно-прогрессивной правительство незамедлительно отменило все акты, запрещав­шие деятельность политических партий, антисемитские законы, расформировало жандармерию, объявило амнистию политичес­ким заключенным и т.д. Во внешней политике кабинет К. Мура-виева, ведя переговоры с англо-американским командованием в Каире о заключении перемирия, обязался соблюдать строгий ней­тралитет. Несмотря на это, Советский Союз, который продол­жал настаивать на объявлении Болгарией войны Германии, S сен­тября 1944 г. сам объявил войну Болгарии.

В сложившейся ситуации актуальным стал призыв ЦК БРПот 26 августа 1944 г. к населению страны создавать комитеты Оте­чественного фронта. В условиях полной дезорганизации органов местной администрации комитеты начали брать власть в свои руки. Советские войска 8 сентября утром вошли в Болгарию, а в ночь с 8 на 9 сентября 1944 г. власть в стране перешла к Отечествен­ному фронту. Члены правительства К. Муравиева были арестова­ны. Кабинет Отечественного фронта возглавил лидер Народного союза «Звено» К. Георгиев. В середине 1944 г. был заменен и ре­гентский совет. Действия Национального комитета Отечествен­ного фронта не встретили ни малейшего сопротивления, посколь­ку они воспринимались в обществе как возможность избежать новой «национальной катастрофы».




правительство незамедлительно отменило все акты, запрещав­шие деятельность политических партий, антисемитские законы, расформировало жандармерию, объявило амнистию политичес­ким заключенным и т.д. Во внешней политике кабинет К. Мура-виева, ведя переговоры с англо-американским командованием в Каире о заключении перемирия, обязался соблюдать строгий ней­тралитет. Несмотря на это, Советский Союз, который продол­жал настаивать на объявлении Болгарией войны Германии, S сен­тября 1944 г. сам объявил войну Болгарии.

В сложившейся ситуации актуальным стал призыв ЦК БРПот 26 августа 1944 г. к населению страны создавать комитеты Оте­чественного фронта. В условиях полной дезорганизации органов местной администрации комитеты начали брать власть в свои руки. Советские войска 8 сентября утром вошли в Болгарию, а в ночь с 8 на 9 сентября 1944 г. власть в стране перешла к Отечествен­ному фронту. Члены правительства К. Муравиева были арестова­ны. Кабинет Отечественного фронта возглавил лидер Народного союза «Звено» К. Георгиев. В середине 1944 г. был заменен и ре­гентский совет. Действия Национального комитета Отечествен­ного фронта не встретили ни малейшего сопротивления, посколь­ку они воспринимались в обществе как возможность избежать новой «национальной катастрофы».



БОЛГАРИЯ (середина 40-х — конец 90-х годов)

ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН. 1944-1948 гт.

Поражения Болгарии во Второй Балканской и первой миро­вой войнах, пережитые болгарским обществом как «национальные катастрофы», оставили в его сознании болезненный след. Стрем­ление обеспечить максимально благоприятный для Болгарии вы­ход из второй мировой войны, избежав новых территориальных потерь, обусло&тивало политическую жизнь страны в 1944—1947 гг.

Завоевать доверие государств антигитлеровской коалиции и добиться их поддержки, освободив страну от всего, что пред­ставляло ее союзницей Германии, — такова была первоочеред­ная задача Отечественного фронта. Особые надежды в сложив­шейся ситуации возлагались на Советский Союз, с которым свои чаяния связывало и большинство населения страны.

Благодаря поддержке СССР Болгария получила право на уча­стие в войне против Германии на се завершающей стадии. В соот­ветствии с подписанным в октябре 1944 г. соглашением о пере­мирии болгарские воинские соединения были подключены к ряду операций по освобождению Югославии, Венгрии и Австрии. Та­ким образом Болгария в конце войны оказалась на стороне госу­дарств антигитлеровской коалиции, что с точки зрения выра­ботки условий будущего мирного договора имело для нее важ­нейшее значение.



Авторитет Советского Союза, дипломатические отношения с которым Болгария восстановила в августе 1945 г., непосредственно отразился на положении ассоциировавшейся с ним Болгарской ра­бочей партии. Она стала наиболее влиятельной политической силой страны. Если в сентябре 1944 г. БРП, переименованная тогда же в БРП (коммунистов), насчитывала 13-14 тыс. членов, то в конце 1944 г. — более 250 тыс.

Кабинет Отечественного фронта, в котором ключевые посты занимали представители Народного союза «Звено» и коммунисты, провел «чистку» государственного аппарата на всех его уровнях. В армии, наряду со сменой офицерского состава, была введена долж­ность политрука. В декабре 1944 г. начал функционировать уч­режденный указом правительства Народный суд (2 верховных и 64 областных состава). Он призван был покарать виновников

присоединения Болгарии к Тройственному пакту, военных престуц. ников и т.п. Выносившиеся им приговоры яачялись окончательны-ми и обжалованию не подлежали. По официальным данным, с ок­тября 1944 г. по март 1945 г. к судебной ответственности было привлечено более 11 тыс. человек, среди которых оказались депута­ты Народного собрания, бывшие министры, служащие полиции и др. Однако имеются сведения, что в действительности через Народ­ный суд прошло от 30 до 100 тыс. чел. Общее количество вынесен­ных смертных приговоров превысило 2 тыс. Предполагалось, что такие меры укрепят позиции Болгарии на мирных переговорах.

В июне 1945 г. правительство издало указ о проведении 26 ав­густа парламентских выборов. Подготовка к ним ускорила процесс политического размежевания. Противоречия по вопросам страте­гии и тактики Отечественного фронта привели к раскату БЗНС и БРСДП. На основе выделившихся из них группировок возникли две оппозиционные партии: БЗНС под руководством Н. Псткова и БРСДП во главе с К. Лулчевым и Г. Чешмеджиевым. Они раз­вернули борьбу за перенос сроков выборов. Пол давлением пред­ставителей США и Великобритании в Союзной контрольной ко­миссии, сославшихся на отсутствие необходимых условий для сво­бодного волеизъяатсния избирателей, выборы были отложены.

Отечественный фронт допустил к участию в выборах четыре оппозиционные партии: БЗНС Н. Петкова, БРСДП К. Лулчева, а также Объединенную радикальную и Демократическую партии. Наиболее активной оказался БЗНС Н. Псткова. Он выдвинул рад предварительных условий своего участия в выборах, потребовав, в частности, отставки правительства. Их невыполнение заставило Н. Петкова призвать своих сторонников к бойкоту выборов. БЗНС поддержали и другие оппозиционные силы. Состоявшиеся 18 но­ября 1945 г. парламентские выборы принеси и убедительную по­беду Отечественному фронту. За него проголосовало более 80% пришедших на избирательные участки. Однако Великобритания и США признали результаты выборов недействительными, по­скольку в них не приняла участие оппозиция.

На прошедшем в декабре 1945 г. совещании министров иност­ранных дел Великобритании, США и СССР было решено реко­мендовать болгарскому правительству включить в свой состав двух представителей оппозиционных партий, готовых к лояльному сотрудничеству с ним. По сути речь шла о Н. Петкове от БЗНС и К. Лулчеве от БРСДП. Однако попытки убедить их войти в ка­бинет К. Георгиева оказались безуспешными. Они отказывались идти на уступки, продолжая настаивать на проведении свобод­ных парламентских выборов, а также освобождении министерств внутренних дел и юстиции от «диктата» коммунистов.

Затянувшийся процесс формирования правительства сопро­вождался дискуссиями, развернувшимися вокруг представленного

БРП (к) на рассмотрение Народного собрания законопроекта о конфискации незаконно приобретенной собственности. Парла­мент принял его в марте 1946 г., сократив срок давности дей­ствия закона с 20 до 11 лет (т.е. по закону обследованию подле­жало имущество, приобретенное начиная с 1 января 1935 г.). Тогда ^е Народное собрание утвердило закон об аграрной реформе («трудовой поземельной собственности»), установивший макси­мально возможные размеры частных земельных ападеннй (для Добруджи — 30 га, для остальных районов — 20 га). К концу 1946 г. отчужденные у 3,6 тыс. собственников 56,4 тыс. га земли наряду с 80 тыс. га, выделенными из государственного фонда, перешли в пользование 124 тыс. безземельных и малоземельных крестьян. В июле Народное собрание одобрило законопроект о руководстве армией и контроле над ней. Им предусматривалась передача вер­ховного руководства армией правительству, определялись права и обязанности офицеров-политработников и т.д. В результате про­веденной Комиссией по реализации закона новой чистки в ар­мии из нес было уволено около 2,5 тыс. офицеров. В августе 1946 г. представитель «Звена» Д. Велчев лишился поста военного мини­стра, который перешел к члену БРП (к) Г. Дамянову. В целом принятые парламентом в 1946 г. законы значительно укрепили позиции коммунистической партии.

В июле 1946 г. Народное собрание постановило вынести на референдум вопрос о форме государственного правления в стра­не. Оппозиционные партии использовали начавшуюся полити­ческую кампанию для антиправительственной агитации. Кабинет К. Георгиева они характеризовали как недемократический, одно­партийный и диктаторский. Однако при этом они так же, как и Отечественный фронт, выступали за установление в Болгарии республиканской формы праатения. В итоге на состоявшемся 8 сен­тября 1946 г. референдуме 95,6% от принявших участие в нем про­голосовало за ликвидацию института монархии. На основании этого 15 сентября 1946 г. Народное собрание провозгласило Бол­гарию народной республикой (НРБ). На следующий день члены царской семьи в сопровождении небольшой свиты покинули стра­ну. После чего на повестке дня оказался вопрос о конституции НРБ, принять которую должно было Великое Народное собрание. Подготовка к назначенным на 27 октября 1946 г. выборам в Великое Народное собрание вызвала обострение политической борьбы. Представители США и Великобритании в Союзной конт­рольной комиссии поставили вопрос о необходимости обеспе­чить в стране условия для проведения действительно свободных выборов. Советское же руководство рекомендовало болгарскому правительству независимо от действий США и Великобритании следовать избранным политическим курсом.

..г.л 1ч npuncncnpiRj своей предвыборной кампании на основе пропаганды подготовленного им проекта новой конституции. В результате проведенных 27 октября 1946 г. выборов Отечественный фронг получил в Великом Народном собрании 376 мест (275 — БРП (к), 69 - БЗНС, 8 - Народный союз «Звено», 9 - БРСДП, 1 -независимый кандидат), тогда как оппозиционная коалиция — 99.

Сформированное в ноябре 1946 г. правительство, в котором 10 из 20 министерских портфелей было предоставлено коммуни­стам, возглавил вернувшийся в ноябре 1945 г. из СССР Г. Димит­ров. Он стал также председателем конституционной комиссии, образованной Великим Народным собранием. Вопрос о консти­туции оказался центральным в противоборстве депутатов от БРП (к) и от оппозиционных партий.

В начале февраля 1947 г. в Париже был подписан мирный дого­вор с Болгарией. Несмотря на усилия СССР, Болгария не получила статуса страны-участницы антигитлеровской коалиции, но тем не менее вышла из войны без территориальных потерь: ее границы остались в том виде, как они существовали на 1 января 1941 г.

После вступления договора в силу Болгарию в 90-дневный срок должны были покинуть советские войска и представители прекращавшей свою деятельность Союзной контрольной комис­сии. Это обстоятельство заставило оппозицию действовать реши­тельнее. Она, в частности, потребовала -запрещения БРП (к), объя­вив ее «фашистской». Однако предпринимавшиеся оппозиционны­ми силами шаги являлись скорее актом отчаяния, продиктованным осознанием собственной обреченности. Как только Сенат США ратифицировал мирный договор, власти Болгарии отдали рас­поряжение арестовать Н. Петкова. В сентябре 1947 г., сразу же после вступления в силу Парижского мирного договора, выне­сенный Н. Петкову смертный приговор был приведен в исполне­ние. Ни дипломатическое вмешательство США и Великобрита­нии, ни просьбы о помиловании ряда общественных деятелей, включая и защитника Г. Димитрова на Лсйпцигском процессе, не спасли лидера оппозиционного БЗНС. Его партия под пред­логом, что она превратилась в «организационный центр, вокруг которого группируются фашистские и реставраторские силы стра­ны», была распушена. Вскоре ее судьбу разделила и БРСДП К. Лул-чева, многие деятели которой также оказались арестованными.

Освободившись от депутатов, представлявших оппозицион­ные партии, Великое Народное собрание 4 декабря 1947 г. при­няло конституцию НРБ. Согласно конституции законодательная власть в стране передавалась Народному собранию, исполнитель­ная — утверждаемому последним совету министров, а местная — избираемым на 3 года местным советам и их исполнительным

нота власти предоставлялась его президиуму.

В начале февраля 194S г. состоялся 2-й конгресс Отечествен него фронта. На нем было решено преобразовать Отечественный фронт, являвшийся коалиционным объединением пяти партий, в массовую общественно-политическую организацию. В мас-aBiycic произошло слияние БРСДП с БРП (к). Одновременно Народный союз «Звено» и Радикальная партия вошли в Отечественный фронт л полностью растворились в нем. Остались только БРП (к), пере­именованная в 1948 :. в Болгарскую коммунистическую партию (БКП), и признавший се руководящую роль БЗНС.

Таким образом, коммунистическая партия стала единствен­ной доминирующей политической силой в стране при оформив­шейся двухпартийной системе. Данное положение полностью от­вечало задаче ускоренною перехода к строительству социализ­ма, выдвинутой сю в соответствии с Варшавской декларацией Коминформбюро.







Сейчас читают про: