Литература
Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям
В первом вопросе особое внимание следует уделить следующим проблемам: 1) состоялось ли открытие Америки до Колумба? 2) какие в Европе к концу XV в. существовали географические представления? 3) что означает выражение «открыть континент»?
По второму и четвёртому вопросам студенты готовят сообщения о Колумбе и Кортесе и их вкладе в исследование Америки. Как можно оценить личности этих людей? Что двигало ими: меркантильные интересы или высокие цели? Каково значение их деятельности? Сообщение по времени должно продолжаться 10 минут.
Третий и пятый вопросы посвящены проблеме колонизации Америки. Почему Испания явилась пионером колонизации? Необходимо рассмотреть индейские цивилизации ацтеков, майя, инков и показать их самобытность и способность к эволюции. Нужно выявить причины слабого сопротивления этих цивилизаций завоевателям.
В шестом вопросе внимание нужно уделить следующим проблемам: 1) какими путями осуществлялся процесс обращения в христианство; какова деятельность Ордена Иезуитов и инквизиции в Америке; 2) каким было поведение европейцев в открытых землях; 3) какие методы колониального подчинения использовались.
Семинарское занятие завершается небольшим диспутом о том, кто же является первооткрывателем Америки. Свои ответы студенты должны аргументировать. Каковы последствия и значение открытия Нового Света для индейцев и европейцев в позитивном и в негативном смысле.
Тема 2. Германия эпохи Реформации 5 марта
- Социально-политические взгляды М. Лютера (сообщение)
- Церковно-реформационная программа М. Лютера. Возникновение лютеранской церкви.
- Социально-политическая программа Т. Мюнцера и его деятельность в реформации (сообщение)
- Грибанов А. Протестантизм // Наука и жизнь. 1993. №8.
- Кантценбах Ф.В. Мартин Лютер. Ростов н/Д., 1998.
- Смирин М.М. Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая Крестьянская война. М., 1955. Гл. 5.
- Соловьёв Э.Ю. Непобеждённый еретик: Мартин Лютер и его время. М., 1984. Гл. 5 – 7, 9.
- Штекли В.Э. Томас Мюнцер. М., 1961.
- Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биографические очерки. Сер. ЖЗЛ (Б-ка Ф. Павленкова). М., 1995.
По первому и третьему вопросам семинарского занятия студенты готовят сообщения о социально-политических воззрениях и теориях М. Лютера и Т. Мюнцера. Сообщения не должны превышать 10 минут.
Во втором вопросе важно определить основные положения церковно-реформационного учения Лютера и разобраться в его социальной сущности. Каким образом догматы Лютера подрывали основы существования католической церкви?
Тема 3. Крестьянская война в Германии 19 марта
- Причины Крестьянской войны.
- Ход военных действий.
- Программы восставших: «Статейное письмо», «Двенадцать статей», «Гейльброннская программа» (сравнительный анализ документов).
- Итоги и значение Крестьянской войны. Можно ли считать Крестьянскую войну началом Нового времени? (диспут).
Источники и литература
- Практикум по истории Средних веков / Сост. М. Л. Абрамсон, С. А. Сливко, М. М. Фрейденберг. М., 1981. Вып. 2. С. 86 – 112.
***
- Адо А.В. Крестьянство в европейских буржуазных революциях XVI – XVIII в. // ННИ. 1983. №1.
- Барг М.А., Черняк Е.Б. Революции европейского масштаба в процессе перехода от феодализма к капитализму (XVI – XIX вв.) // ННИ. 1983. №5.
- Ермолаев В.А. «Гейльброннская программа». Саратов, 1986.
- Майер В.Е. Вопрос о власти в программных документах Крестьянской войны в Германии // Классы и сословия средневекового общества. М., 1988.
- Циммерман В. История Крестьянской войны в Германии. М., 1937. Т. 1 – 2.
- Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7.