Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям

Литература

Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям

В первом вопросе особое внимание следует уделить следующим проблемам: 1) состоялось ли открытие Америки до Колумба? 2) какие в Европе к концу XV в. существовали географические представления? 3) что означает выражение «открыть континент»?

По второму и четвёртому вопросам студенты готовят сообщения о Колумбе и Кортесе и их вкладе в исследование Америки. Как можно оценить личности этих людей? Что двигало ими: меркантильные интересы или высокие цели? Каково значение их деятельности? Сообщение по времени должно продолжаться 10 минут.

Третий и пятый вопросы посвящены проблеме колонизации Америки. Почему Испания явилась пионером колонизации? Необходимо рассмотреть индейские цивилизации ацтеков, майя, инков и показать их самобытность и способность к эволюции. Нужно выявить причины слабого сопротивления этих цивилизаций завоевателям.

В шестом вопросе внимание нужно уделить следующим проблемам: 1) какими путями осуществлялся процесс обращения в христианство; какова деятельность Ордена Иезуитов и инквизиции в Америке; 2) каким было поведение европейцев в открытых землях; 3) какие методы колониального подчинения использовались.

Семинарское занятие завершается небольшим диспутом о том, кто же является первооткрывателем Америки. Свои ответы студенты должны аргументировать. Каковы последствия и значение открытия Нового Света для индейцев и европейцев в позитивном и в негативном смысле.

Тема 2. Германия эпохи Реформации 5 марта

  1. Социально-политические взгляды М. Лютера (сообщение)
  2. Церковно-реформационная программа М. Лютера. Возникновение лютеранской церкви.
  3. Социально-политическая программа Т. Мюнцера и его деятельность в реформации (сообщение)
  1. Грибанов А. Протестантизм // Наука и жизнь. 1993. №8.
  2. Кантценбах Ф.В. Мартин Лютер. Ростов н/Д., 1998.
  3. Смирин М.М. Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая Крестьянская война. М., 1955. Гл. 5.
  4. Соловьёв Э.Ю. Непобеждённый еретик: Мартин Лютер и его время. М., 1984. Гл. 5 – 7, 9.
  5. Штекли В.Э. Томас Мюнцер. М., 1961.
  6. Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биографические очерки. Сер. ЖЗЛ (Б-ка Ф. Павленкова). М., 1995.

По первому и третьему вопросам семинарского занятия студенты готовят сообщения о социально-политических воззрениях и теориях М. Лютера и Т. Мюнцера. Сообщения не должны превышать 10 минут.

Во втором вопросе важно определить основные положения церковно-реформационного учения Лютера и разобраться в его социальной сущности. Каким образом догматы Лютера подрывали основы существования католической церкви?

Тема 3. Крестьянская война в Германии 19 марта

  1. Причины Крестьянской войны.
  2. Ход военных действий.
  3. Программы восставших: «Статейное письмо», «Двенадцать статей», «Гейльброннская программа» (сравнительный анализ документов).
  4. Итоги и значение Крестьянской войны. Можно ли считать Крестьянскую войну началом Нового времени? (диспут).

Источники и литература

  1. Практикум по истории Средних веков / Сост. М. Л. Абрамсон, С. А. Сливко, М. М. Фрейденберг. М., 1981. Вып. 2. С. 86 – 112.

***

  1. Адо А.В. Крестьянство в европейских буржуазных революциях XVI – XVIII в. // ННИ. 1983. №1.
  2. Барг М.А., Черняк Е.Б. Революции европейского масштаба в процессе перехода от феодализма к капитализму (XVI – XIX вв.) // ННИ. 1983. №5.
  3. Ермолаев В.А. «Гейльброннская программа». Саратов, 1986.
  4. Майер В.Е. Вопрос о власти в программных документах Крестьянской войны в Германии // Классы и сословия средневекового общества. М., 1988.
  5. Циммерман В. История Крестьянской войны в Германии. М., 1937. Т. 1 – 2.
  6. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: