Поиски в области архитектуры жилища в период 1917-1932 г.г

Началом революционных перемен в архитектуре было изменение назначения ряда зданий: в дворцах разместились учреждения, в особняках - рабочие клубы, детские сады и т.д., в многоквартирных доходных жилых домах - трудящиеся.

Сразу после революции были созданы проекты реконструкции Москвы и Петрограда (А. Щусев, И. Жолтовский и др.), проекты городов будущего. Поиски новых путей решения проблем в архитектуре велись в разных направлениях: в области градостроительства, стандартизации и типизации, основ архитектурного образования и т.п. Одни архитекторы, вслед за И. Жолтовским, проповедовали вечность законов классического зодчества или, как И. Фомин, разрабатывали приемы "реконструкции" классического наследия, другие (например, Э. Лисицкий, И. Голосов, К. Мельников) выражали архитектуру в романтических формах, стремясь порвать с традиционализмом.

К крупнейшим произведениям зодчества конструктивистского направления относятся здания принципиально новых типов - дома-коммуны, построенные по принципу объединения индивидуального жилища и общественно-бытовых учреждений в одной объемно-пространственной композиции: студенческий дом-коммуна (1929 - 1930, И. Николаев), дом-коммуна на ул. Чайковского в Москве (1928-1930, М. Гинзбург и И. Милинис) с экономично спланированными квартирами и обобществленным обслуживанием. Однако качество материалов и строительных работ отставало от новых архитектурных идей. Развитие промышленности вызвало бурный рост городского населения. Сформировался новый тип четырех- и пятиэтажного многоквартирного секционного жилого дома. Многие жилые дома и общественные здания отличались выразительной архитектурой. В целях ускорения и удешевления жилищного строительства, а также для обеспечения должного уровня благоустройства жилищ разрабатывались и внедрялись в практику строительства типовые жилые секции, т. е. имеющие заранее составленные стандартные планы. Уже в годы первой пятилетки появились зачатки будущего индустриального строительства: тогда впервые возник метод строительства домов не из кирпичей, которые укладываются вручную, а из крупных стеновых блоков, монтируемых с помощью подъемных кранов.

11) Новые типы общественных зданий (1914-1932) Архитектура рабочих клубов.

Началом революционных перемен в архитектуре было изменение назначения ряда зданий: в дворцах разместились учреждения, в особняках - рабочие клубы, детские сады и т.д., в многоквартирных доходных жилых домах - трудящиеся. Развивается принцип формирования предзаводских площадей и других территорий, объединяющих промышленную и жилую застройку крупными зданиями общественного назначения. Это оказало влияние на выбор типов общественных зданий и на особенности их архитектурных решений. Массовыми типами общественных зданий стали Дворцы культуры и клубы, рассматриваемые как широко доступные здания многоцелевого назначения, центры культуры, просвещения и отдыха. Особенности архитектурно-планировочного решения здания многоцелевого назначения заключаются в следующем. Главное функциональное пространство и основа композиции планировки — зал массовых мероприятий. Компоновка основных помещений предусматривает трансформацию их в единый функциональный и пространственный объем. В состав клубных помещений входят репетиционные залы для работы больших творческих коллективов, таких, как народные театры. Функциональная организация артистических комнат позволяет использовать их для гастролирующих профессиональных театров без нарушения нормальной работы остальной части клубных комнат.Другой тип общественных зданий — административные, зрелищные, культурно-просветительные, бытовые и другие здания общегородского назначения. Их строительству и реконструкции как ведущих элементов парадного «интерьера» города отводилось важное место в плановом восстановлении и преобразовании застройки в первые послевоенные годы. Отражая общее идейное содержание времени торжества Победы, архитектура восприняла влияние некоторых внешне выразительных традиций русской архитектуры и архитектуры Возрождения. Типичной была навеянная классицизмом линейная застройка центральных улиц-лучей, ведущих к крупным общественным сооружениям, архитектура которых в точке замыкания перспектив была представлена выразительными пластическими ордерными и скульптурными формами — портиками, башнями, шпилями, являющимися не просто элементами отдельного здания, но непременными атрибутами крупномасштабной архитектуры «городского интерьера».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: