Основные течения и группировки в советской архитектуре 1920-х

Известные деятели УАМ Левинский И. И., Сластион О. Г., Кричевский В. Г., Жуков К. М., Вербицкий А. М., Сердюк Е. Н., Лушпинский А. О., Тимошенко С. П., Дяченко Д. М., Троценко В. К.

Этапы развития УАМ

1. 1903 — 1917 годы — период бурного развития УАМ. Две разновидности — народный стиль (романтизм) и рационалистический модернизм (более сдержанный). Декор в архитектуре зданий был интенсивный, живописный, в нём получили развитие народные темы, обогащённые мотивами, пришедшими от европейской архитектурной традиции.

2. Послереволюционное время. После завоевания Украины большевиками, многие деятели УАМ оказались в эмиграции (Тимошенко С. П., Сердюк Е. Н. и др.). Многие подверглись арестам (Дяченко Д.[5][6] и др.) и травле с политическими обвинениями. Некоторые под угрозой расправы отказывались от своих взглядов на УАМ (К. М. Жуков). Магистральными направлениями развития архитектуры в 1920 — начале 1930 годов становятся рационализм и конструктивизм. УАМ имеет значительно меньшее распространение, но и в нём в этот период продолжается работа по поиску новых типов жилищь и общественных зданий.

3. 1934 — 1941 годы. Некоторое оживление в развитии УАМ, но притеснения продолжились. Политические притеснения стали одним из факторов приостановки развития УАМ.

Проекты. Здание Полтавского земства (теперь Полтавский краеведческий музей), Школа им. Котляревского (1903—1905 годы, архитекторы Е. Н. Сердюк и М. Ф. Стасюков), Харьковская сельскохозяйственная селекционная станция (1909—1911 годы, архитектор Сердюк Е. Н.), Носивская селекционная станция возле города Нижин (1911—1913 годы, архитектор Сердюк Е. Н.), Большой Дом гражданских собраний в городе Славянск (архитекторы Е. Н. Сердюк, С. В. Котляревский), Железнодорожные станции на протяжении всей Кубано — Черноморской казачьей железной дороги (1911—1916 годы) и многочисленные объекты, связанные с ней (школы, жилые дома и др.), Центральный железнодорожний вокзал в городе Киеве (1928—1932 годы, архитектор О. М. Вербицкий, первоначальный проект был переделан уже в момент строительства и элементы УАМ использованы в нём лишь частично), Жилищные комплексы посёлка Харьковского тракторного завода «Новый Харьков» (архитектор В. К. Троценко, 1920 - е годы)В одном из этих домов сегодня находится музей Клавдии Шульженко, Жилищный масив в городе Макеевке, Санаторные комплексы в городе Миргороде (архитектор О. Г. Сластион, 1916 - 1920 годы), Харьковское художественное училище, Дом Хренникова в Днепропетровске.

Алексе́й Никола́евич Беке́тов (укр. Олексій Миколайович Бекетов; 1862—1941, Харьков) — известный русский и советский архитектор и художник-пейзажист, академик архитектуры с 1894, профессор Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств с 1898, доктор архитектуры с 1939, Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1941). Автор более двадцати архитектурных шедевров, в основном в стиле русской классической архитектурной школы и модерн.

Родился 19 февраля (3 марта н. ст.) 1862 года в городе Харькове (по другим данным — в Киеве), в семье Николая Николаевича Бекетова — основателя физико-химической науки, академика Императорской Академии Наук. Получил образование на архитектурном факультете Академии художеств в Санкт-Петербурге, у профессоров Д. И. Гримма и А. И. Кракау в 1882—1888 годах. Работал в то же время у известного петербургского архитектора М. Е. Месмахера, участвуя в проектах дворца Великого князя Михаила Михайловича, здания архива Государственного совета и др. Звание академика архитектуры получил в 1894 году за проект здания Общественной библиотеки на полтора миллиона томов, с 1921 носящей имя библиотека Короленко, крупнейшей библиотеки Восточной Украины. В значительной мере сформировал архитектурный облик города Харькова (более 40 зданий), особенно Нагорного района, улиц Пушкинской, Мироносицкого переулка и Садово-Куликовской. Около 60 зданий по его проектам также построены в Крыму (Симферополь, Алушта), Киеве, Ростове-на-Дону, Екатеринославе, Лубнах, Новочеркасске, Белгороде, Баку, Донецке и городах Донбасса (Горловке, Макеевке и других). Бекетов воспитал целое поколение молодых русских и советских архитекторов, которые учились в технологическом (ХПИ), институте искусств (ХХПИ), инженерно-строительном (ХИСИ) и институте инженеров коммунального хозяйства (ХИИКС) в Харькове. Среди его учеников известные архитекторы А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг, В. Г. Кричевский.

Постройки. Мироносицкий переулок (сейчас вошёл в улицу Совнаркомовскую, г.Харьков) в начале XX века стал как бы личным алчевско-бекетовским: земельные участки принадлежали промышленнику Алчевскому, зять же их обустраивал прекрасными особняками. Там находились его особняк (дом 10, 1900, ныне Дом учёных); усадьба Алчевских (дом 13, 1893, ныне ДК МВД); сад Алчевских; воскресная школа Алчевской (дом 9, 1896, теперь Художественный музей). Также построены ещё два здания — 11 (частный особняк, 1912, потом Совнарком Украины, давший название всей улице; ныне Художественный музей), и службы усадьбы. После финансового краха и последовавшего самоубийства либо убийства тестя Бекетова в мае 1901 года после него остались большие долги. Тёща Бекетова продала усадьбу с садом, а архитектор вынужден был продать свой особняк Южно-русскому обществу автомобилистов[2] и затем построил себе двухэтажный дом 37 в самом конце Садово-Куликовской улицы, над Журавлёвскими склонами, где участки были дешевле и место не престижное. Сам архитектор с семьёй жил на втором этаже, а нижний сдавал. Среди жильцов были художник М. Р. Пестриков, а уже при Советской власти, в 1930-х — известный баталист Николай Самокиш. На этой небольшой улице Бекетов построил пять зданий: 9, 21, 23, 37, …

Владимир Николаевич Покровский (1863, Каменец — 1924, Харьков) — русский, польский, украинский архитектор. В 1888 году окончил с Золотой медалью Высшее художественное училище Императорской Академии художеств. Работал в Варшаве (епархиальный архитектор Варшавско-Холмской епархии Русской православной церкви) и Москве. С 1907 по 1917 год — Харьковский епархиальный архитектор. После революции — профессор художественного училища и Технологического института. В 1919 году — гласный Харьковской городской думы. Автор проектов более 60-ти церквей на Западной и Восточной Украине. Умер в Харькове(?) в 1924 году.

Постройки. Здания, построенные в Харькове по его проектам: 1. бывший Музей древностей и епархиальная библиотека по ул. Краснознамённой, 4 (1912); в 20-е годы — Дом писателей имени В. Блакитного; 2. реконструировано здание бывшей Жирардовской мануфактуры по ул. Университетской, 10 (1912); в советские годы первый корпус Исторического музея, в настоящее время — церковно-исторический музей; 3. гостиница на ул. Полтавский шлях, 14 (1913); 4. здание бывшей частной гимназии Е. Н. Покровской (сестры архитектора) по ул. Чернышевской, 79 («Дом с химерами», 1914); 5. завершено строительство церкви Трёх Святителей по проекту М. И. Ловцова, ул. Первой Конной армии, 101 (1914); 6. завершено строительство корпусов трапезной и актового зала бывшего Епархиального училища, начатое В. Х. Немкиным; ныне Дворец студентов ХПИ на территории студенческого городка «Гигант», ул. Пушкинская, 79; перестроен. Ряд работ выполнен в соавторстве с техником-архитектором П. В. Величко.

Николай Константинович Толвинский, (1857 — 7 декабря 1924, Варшава) - российский и польский архитектор, академик архитектуры. Член комитета сооружения памятника Шопену в Варшаве (с 5.11.1909 г., официально утвержден генерал-губернатором в январе 1910 г.). Николай Константинович — выпускник Санкт-Петербургской Императорской академии художеств (1884 г.). В 1889 году переезжает в Одессу. В 1900 году избирается ординарным профессором Варшавского политехнического института имени императора Николая II по кафедре архитектуры и переезжает в Польшу, где работает до самой смерти, создав свою архитектурную школу. Его сын, Тадеуш Толвинский (на польск.), стал известным польским архитектором. 15.05.1909 был в составе жюри конкурса проектов памятника Шопену.

Проекты. В Одессе: комплекс школы-интерната для Товарищества школы садоводства на Малом Фонтане (1886–1888 гг.),шестиклассное училище,городское девичье и ремесленное училища на улице Старопортофранковской (1890–1892 гг.),физико-химический факультет Новороссийского университета на улице Херсонской (теперь Пастера, 27),корпус юридического и исторического факультетов с библиотекой,высшие женские курсы на Торговой улице, № 15,архитектурный ансамбль медицинского факультета Новороссийского университета,комплекс Куяльницкого курорта (1890–1892 гг.),земский дом на Вокзальной площади (1898–1899 гг.),особняки Франца, Тангура и других

Городская библиотека в Херсоне (1896 г., с использованием проектного решения Ф. Гонсиоровского), Театр в Иркутске (1893 г.), Полтавское ремесленное училище (1895 г.), Гимназия в Мариуполе (1895 г.), Колония для рабочих Товарищества Невской ниточной мануфактуры (1896 г.), Харьковская губернская земская управа (1896 г.)

Началом революционных перемен в архитектуре было изменение назначения ряда зданий: в дворцах разместились учреждения, в особняках - рабочие клубы, детские сады и т.д., в многоквартирных доходных жилых домах - трудящиеся.

Сразу после Октябрьской революции поиски новых путей решения проблем в архитектуре велись в разных направлениях: в области градостроительства, стандартизации и типизации, основ архитектурного образования и т.п.

Одни архитекторы, вслед за И. Жолтовским, проповедовали вечность законов классического зодчества или, как И. Фомин, разрабатывали приемы "реконструкции" классического наследия, другие (Э. Лисицкий, И. Голосов, К. Мельников) выражали архитектуру в романтических формах, стремясь порвать с традиционализмом.

Проблема создания архитектуры волновала архитекторов. Решение проблемы сопровождалось борьбой мнений, бурной взаимной критикой, творческими работами.

Наиболее влиятельным течением отечественной культуры XX в. была неоклассика. В духе этого направления работали: И. Жолтовский, И. Фомин, В. Щуко, братья Веснины, К. Мельников, И. Голосов и др. Сторонники неоклассики рассматривали модерн как антихудожественное течение, в то время как во многих европейских странах новаторские течения были преемственно с ним связаны.

С начала 20-х годов складываются различные группировки архитекторов.

Московское архитектурное общество МАО. В основном архитекторы старшего поколения., с архитектурно-строительным опытом. Они использовали традиционные принципы композиции и архитектурные формы прошлого.

Приверженцы историзма в архитектуре стремились создать в среде будущего знаки исторической памяти. Они часто обращались к наследию зодчих времен Великой французской революции, большое влияние имели патетические офорты Дж.Б. Пиранези. Примерами явились работы 1918-1923 гг.И. Фомина, его учеников Л. Руднева и др., а также И. Голосова, предельно упрощавшего ордер. И. Фомин использовал и развил воспринятую от ордера структуру архитектурного языка, утверждая культурную традицию.

Одновременно с этим в стране развивались левые новаторские течения. В период 1912-1922 гг. преобладало левое изобразительное искусство, а в период 1922-1932 гг. - новаторское течение архитектуры. Стилеобразующими концепциями первого периода были конструктивизм (В. Татлин, А. Родченко и др.) и супрематизм (К. Малевич, В. Кандинский и др.).

В начале 20-х годов архитектура советского авангарда приняла эстафету от левого изобразительного искусства и взяла на себя основную роль в формировании и развитии нового стиля.
Конструктивизм предполагал конструкторско-изобретательское начало, конструирование изнутри, супрематизм предлагал поиски нового стиля через геометризацию форм, через цвет, через создание системы новых форм.
Авангардизм не допускал прямое использование классического ордера.

К середине 20-х годов сложились два первых объединения советских архитекторов: в 1923 г. - АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов), куда входили Н. Ладовский, В. Кринский, К. Мельников и др., выдвигавшие идею синтеза архитектуры и искусств с целью создания на основе психофизических законов "рациональной" архитектуры, обладающей "эмоционально-эстетическими качествами и свойствами"; Признавая приемущества новых конструкций и материалов. За основу они брали восприятиеобъема, плоскости, ритма и других элементов композиции.

в 1925 г. - ОСА (Объединение современных архитекторов), куда входили братья Веснины, М. Гинзбург, И. Николаев и др., называвшие себя конструктивистами и ставившие своей целью преобразование окружающей среды путем "функционального метода" на основе прогрессивных производственно-бытовых процессов, типизации и стандартизации массового строительства. Творчеством рационалистов и конструктивистов был создан стиль архитектуры 20-х годов.


К крупнейшим произведениям зодчества конструктивистского направления относятся здания принципиально новых типов - дома-коммуны, построенные по принципу объединения индивидуального жилища и общественно-бытовых учреждений в одной объемно-пространственной композиции: студенческий дом-коммуна (1929 - 1930, И. Николаев), дом-коммуна на ул. Чайковского в Москве (1928-1930, М. Гинзбург и И. Милинис) с экономично спланированными квартирами и обобществленным обслуживанием.

Однако качество материалов и строительных работ отставало от новых архитектурных идей. В 1925 г. возникли первые проекты социалистических городов на базе промышленных гигантов первой пятилетки: Запорожье, Кузнецк, Магнитогорск. Строили "соцгорода" комплексно: вместе с жилыми домами возводили предприятия, магазины, детские учреждения, школы, клубы и т.д.
Промышленное строительство отличалось от дореволюционного современной архитектурной формой, крупными масштабами, четким силуэтом.

Архитектурным сооружением мирового уровня явилось здание Днепрогэса в Запорожье (1929-1932, В. Веснин и др.), величественный образ которого характерен для первого этапа советской архитектуры.

5. Конструктиви́зм в искусстве и архитектуре. Работы.

Конструктиви́зм — советский авангардистский метод в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.

(+ по 4) В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны указанного времени.

То творческое мировоззрение, что принято называть конструктивизмом в пределах архитектурного стиля, проявилось несколько раньше, чем непосредственно в архитектуре. Конструктивизм, как и функционализм с рационализмом, принято относить к понятию «современная архитектура». В указанный период в СССР существовало также литературное движение конструктивистов.

Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов — братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. (Они начали свою карьеру ещё в эпоху Модерн).

Впервые архитекторы — конструктивисты громко заявили о себе на конкурсе проектов здания Дворца Труда в Москве. Проект Весниных выделялся не только рациональностью плана и соответствием внешнего облика эстетическим идеалам современности, но и подразумевал использование новейших строительных материалов и конструкций.

Следующим этапом был конкурсный проект здания газеты «Ленинградская правда» (московского отделения). Задание было на редкость сложным — для строительства предназначался крохотный участок земли — 6x6 м на Страстной площади. Веснины создали миниатюрное, стройное шестиэтажное здание, которое включало не только офис и редакционные помещения, но и газетный киоск, вестибюль, читальный зал (одна из задач конструктивистов заключалась в том, чтобы на малой площади сгруппировать максимальное количество жизненно необходимых помещений).

Работы арх. Конструктивистов:

-Дворец культуры Завода имени Лихачёва на Восточной улице в Москве. Построен по проекту братьев Весниных в 1937 году.

-Дом культуры Московско-Нарвского района (1925 г.; соавтор Кричевский Д. Л., конкурс; осущ. 1927 г.; ныне ДК им. Горького), арх. Александр Гегелло

-Дворец кино (кинотеатр «Гигант») (1933—1935 гг., соавтор: Кричевский Д. Л.); арх. Александр Гегелло

- Проект клуба комбината газеты «Правда» в Москве, арх. Ива́н Ильи́ч Леони́дов

- Эль Лисицкий, Типография журнала «Огонёк»

- комплексы Нефтяного и Горного институтов (1947—50), арх. Борис Михайлович Иофа́н


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: