Теория утопического социализма Семсемона

Отрицание частной соб-ти, всеобщий обязательный произв труд, распределение общественно полезного продукта по труду и потребностям – Томас Мор и Томаса Компанеллы.

1760-1825 год. Родился в аристократическом семействе. Он была разочарован результатами французской буржуазной революции.

«Очерк науки о человеке», «о промышленной системе», «Котехизис промышленников», «Новое христианство».

Сенсемон конституирует факт, что к 19 веку наука, просвящение и мораль лежат в основе всех полит изменений в мире. Анализируя историю развития науки и образования. История проходит 3 этапа:

1. Теологический (рабовладельческие и феодальные госв-а)

2. Метафизический этап (крушение феодального об-ва)

3. Этап позитивизм (строй, основанный на науке)

Новый строй рассматривает как закономерный этап развития. Черты нового строя6 наличие промышленного об-ва, в основе которого лежит научно организованная, плановая промышленность. «Нет ничего важнее, чем исполнение плана работ имеющих целью сделать земельные владения человечества более производительными и приятными во всех отношениях».

Новая система находит применение для всех человеческих талантов. Он считает, что капитализм стоит у истоков общественной гармонии. В основе плана – максимальная централизация всей промышленности. Новое об-во должно быть подчинено целям промышленности и прогресса. Политика как наука об об-ве должна превратиться в науку о производстве. Политика –это наука о производстве планирования. Наука о едином хоз плане развития. План полит жизни – это концентрированное выражение всего прогресса человечества. Сен-Симон стремится соединить науку и политику с промышленностью. 3 класса – учёные, собственники, неимущие, паразиты (дворяне, военные, юристы, гос служащие). Свобода личности актуальна лишь когда осуществляется постоянный рост полезных вещей. Рост могущества промышленности – это полное осуществление свободы. Свобода промышленности равносильна социальной свободе, потому что прогресс промышленности – это соц прогресс. Старый феодальный порядок отождествляет с военным режимом, где интересы власти и народа не совпалают, где каждый гражданин видит в правительстве своего врага. Всё изменится когда на место случая и произвола придёт научно обоснованный план. В об-ве должны править не субъективные мнения, а научно обоснованные принципы. В новых общественных порядках мы должны довериться могучим правителям промышленности. В новом управлении независимо от происходждения право управления получают люди, наделённые положительными кач-вами, талантами управления. Относительно пролетариев – редкие из них наделены такими талантами. Они – объект попечения администрации. В основе той или иной фп должна лежать проповедь нравственного совершенствования. Он выступает за сохранение наследственной монархии, совета министров, но между королём и палатами – совет учёных, который разрабатывает планы науч и соц преобразований и совет промышленников, которые дают заключения по проектам, которые следуют из совета учёных, составляют проект гос бюджета и проверяют его исполнение. Путь перехода к этому строю – это добровольный акт короля, где содержится призыв к дворянству передать бразды правления в руки просвещённых промышленников. Король и феодалы правят исключительно в интересах народа.

Сен-Семон не задумывался над понятием личной свободы. Полное игнорирование классовой природы гос-ва. Оказал влияние на идеи марксизма, социализма (народно-хозяйственный план как основа плановой экономики).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: