Общая характеристика полит идеологии возрождения

К этому времени практически сложились современные границы.

Италия становится родиной возрождения. Она к этому периоду достигла наивысших высот в культуре и науке. Первоначально возрождение понималось как «возрождение, возобновление духовной и культурной жизни идей античности, утраченных в эпоху средневековья». Сейчас – это комплекс существенных ист, культурных перемен, как развитие капитализма, возвышение буржуазии в борьбе с феодальной реакцией, кризис католич церкви, формирование антисхоластического типа мышления, формирование гуманистической системы мировоззрения. Основная идея – гуманизм, интерес к личности. Признание самоценности, самодостаточности личности.

Первоначально учения эпохи возрождения были обличены в религиозную форму. Активно использовались идеи античности, но уже в новой трактовке – идея права и его видов и пр.

Судьба человека должна определяться не его происхождением, а его личными качествами. Происхождение гос-ва зачастую объясняется теорией общественного договора. В эпоху Возрождения постепенно начинает формироваться концепция закона и законности. Закон – как обязательный атрибут правильно устроенного гос-ва.

Одним из крупнейших представителей эпохи возр – Никола Макиавелли – 1469 – 1527 г.г. фактический основатель буржуазной науки. Занимал пост совета десяти в качестве секретаря, поэтому он посетил многие гос-ва в результате чего приобрёл обширный опыт полит жизни. Когда была установлена тирания Медичи, он был брошен в тюрьмы и только знакомство с папой Римским спасло его, он был направлен в своё поместье, где вынужденное безделье заставило его сесть за стол, обобщить весь опыт. Он написал 3 основные работы – «государь» - 1512 год, «рассуждения о первой декаде Тита Ливия» – 1513-1516 год, «история Флоренции» – 1520 – 1525 годы. Трактовка природу гос-ва у него светская. Он рассуждает как реалист, как политик. Ни воля Бога, а соотношение полит сил в гос-ве предопределяют полит развитие гос-ва. Гос-во он именует термином «стато» - род, положение, профессия.

Для анализа природы гос-ва он отталкивается он многих исторических фактов. Он идёт по пути сравнительного анализа многих гос-в Зап Европы, что дало право последующему поколению назвать его Ньютоном учения о гос-ве и праве. 5 основных сил, опр-х сущность гос-ва: природа, небо, фортуна, сам человек и Бог. Судьба (Фортуна) всесильна, где ей не служат препятствием доблести человека. Фортуна отчасти определяет некоторые формы жизни людей, однако именно человеч таланты определяют судьбу. Говоря о влиянии религии, он говори, что религия хоть и возникает по воли неба, но она всё же формируется людьми. Он оценивает религию как идеологию. «Христианство воспитывает у народа смирение, формирует силу духа, язычество воспитывает силу тела». Повторяя теорию круговорота фп, он перечисляет уже знакомые фп: он говорит о знакомых шести фп, но даёт своё объяснение круговороту фп.

В каждом гос-ве существуют 2 направления:

1. Народ стремится не быть притеснённым

2. Аристократия стремится народ притеснить

Результат – в гос-ве преобладает одно из двух, по мнению Макиавелли. Верховная власть может быть вручена государю или народам или аристократами в зависимости от того, кто воспользуется случаем для её водворения. Вражда между народом и аристократией носит личный характер. Поскольку народ стремится жить по законам, а аристократия стремится им повелевать, поэтому согласие между ними не возможно. Макиавелли считает, что лучшая фп для Италии – это умеренная республика, чтобы эта фп стала реальностью нужно равновесие основных соперничающих полит партий. Создаётся такая система учреждений и контроля. Экономическое выравнивание, по его мнению, легче закрепить в условиях республики. Там же, где экономическое неравенство велико, там место для монархии. Придя к власти нужно создать опору из новой знати. В правильно построенном гос-ве народ не должен быть сильно угнетён, правитель должен пользоваться поддержкой, «народ составляет большинство и хочет немногого». Правителю не следует рассчитывать на больших людей, поскольку их монарх не удовлетворит их аппетиты, часть их будет недовольна.

Наиболее устойчивой считается смешанная фп, состоящая из монархии, аристократии. демократии\народной фп. Каждая из этих форм будет сдерживать другие фп. Таким образом, для второго этапа развития страны, объединённой Италии, это – лучшая фп.

Проблема полит раздробленности Италии. Многие республики не смоги создать прочный полит строй, отсюда истоки его полит идеи – для создания централизованного единого гос-ва нужна диктатура правителя (сильная, централизованная власть). Единовластные гос-ва могут быть смешанными, то есть, состоящие из унаследованной (уже имеющейся) территории и присоединённой тер-рии других гос-в. Государь должен идти по пути присоединения этих новых территорий, что требует от правителя особых качеств, специальных знаний. «Захватить проще, чем удержать». Успех объединения часто зависит от сходства культур.

1. Уничтожить род прежнего правителя

2. Сохранить прежние подати и законы – тогда адаптация народов и их слияние произойдёт достаточно быстро.

Принципы объединения страны:

1. Принадлежность к одной культуре

2. Достижение полного единовластия путём уничтожения суверенных правителей.

Важна организация власти на новых тер-риях. 2 варианта развития власти:

1. Правление в окружении назначенных правителем слуг (например, Турция)

2. Правление в окружении представителей других родов.

«Турцию трудно завоевать, но просто управлять. Франция – наоборот. Потому что гос-ва не знавшие свободы, которые традиционно управляются единым правителем – это материал, пригодный для управления. Гос-ва же, где народ знал свободу, - это материал мало пригодный для управления. Поэтому республика хороша как результат, а не как условие объединения». Во всех случаях важна и личность правителя, который должен обладать доблестью. Лучше, кто посредством её и приобрёл власть. Государю нужно обладать многими положительными кач-вами, но при конфликте между моралью и благом гос-ва, преимущество всегда имеет последнее. «В душе он всегда должен быть готов переменить направление, если события примут иной оборот или в другую сторону задует ветер фортуны». По возможности не удаляться от добра, но при надобности не гнушаться и зла. Общее благо ценнее морали.

Поскольку нужно создавать в Италии новую культуру, то нужно прибегать к силе. Поэтому государь должен позаботиться об армии – национальной, преданной государю. Государь должен насильно объединить феодалов.

Советы правителю:

Политик должен придерживаться принципу твёрдой власти. Правитель должен использовать любые средства, даже жестокость для достижения цели. «Человек, желающий во всех отношениях быть чистым и честным неизбежно должен рано или поздно погибнуть среди нечестного большинства».

Правила управления гос-вом:

1. Наличие хорошего войска. Оно должно быть собственное, не наёмной «кто пренебрегает хорошим войском, рискует остаться без власти»

2. Наличие хороших законов

3. Князь должен видеть действительный порядок вещей, а не воображаемый.

4. Князь должен быть скуп скорее, нежели щедр, ибо щедрость обращается в тяжесть для народа, скупость обогащает казну.

5. Князь должен стремиться к тому, чтобы его боялись, нежели любили. Любовь непостоянна, она уступает место другим влечениям и люди чаще оскорбляют того, кого любят, нежели того, кого боятся.

6. Самое страшное для правителя – это ненависть в гос-ве. 2 фактора: любовь к чужой собственности и любовь к чужим жёнами – причины ненависти.

7. Князь должен быть и человеком и зверем. У зверей должен заимствовать качества льва и лисицы, ибо лев беспомощен против сетей, а лисица беспомощна против волков. Необходимо быть лисой, чтобы рассмотреть западню, а львом, чтобы устрашать волков.

Хорошо ли правителю быть жестоким? Нет, но об-ва вынуждают его к этому, ведь расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, что тот, кто отвергает действительное ради желаемого, действует скорее во вред себе, так как стараясь исповедовать добро во всех случаях жизни он погибнет от людей, чуждых добру.

Правильный выбор окружения – признак ума правителя. Его должны окружать люди, не боящиеся сказать правду в глаза правителю.

Многие представители католической церкви и представители полит власти осудили Макиавелли за его образ тирана-правителя. Макиавелли обвинял катол церковь в том, что она не способствует объединению Италии, вмешиваясь и натравливая одного правителя на другого.

Цезарь Борджиа – мстительный, коварный, «который из разорённых всех им правителей умертвил всех, до кого смог добраться». Описывая его деяния, Макиавелли не смог найти ничего, в чём он мог бы обвинить бы его, потому что всё было сделано с целью объединения гос-ва. Борджиа, по мнению М., был блестящий политик, чьи действия вели к объединению Италии.

Объединение всех гос-в Европы шло путём применения силы. С 16 века термин «макеавиллизм» означает, что для достижения цели в политике используются все средства. Это – отражение полит реальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: