Политико-правовое учение Джона Локка (1632 – 1704 годы)

Локк является последовательным защитником ограниченной конституционной монархии в Англии. Основоположник теории политического компромисса. Король, аристократы, 3е сословие (народ) – 3 основные полит силы. Его семья была противником династии Стюартов. Учился в Оксфордском Университете. Билль о правах 1689 года вобрал идеи в том числе и Дж. Локка. 1690 год – «Опыт о человеческом разуме».

Основа полит взглядов – теория общественного договора. Он говорит о естественном состоянии, носившем упорядоченный характер. Естественное состояние должно было обеспечить полную свободу, неограниченное пользование вещами, но не было механизма для обеспечения этого состояния, поэтому возникает потребность в переходе к гос-ву. Одна из целей создания гос-ва – сохранение частной собственности. Отчуждение индивидов от прав в сторону гос-ва – сущность общественного д-ра по Гоббсу. По Локку – гос-во – это опр полит система. Имеющая следующие признаки:

1. наличие общеустановленного закона,

2. наличие судебных учреждений,

3. наличие силы, способной исполнять приговор

Нет резкого перехода, цель – сохранения свободы и равенства в гос-ве. Цель учения – проследить судьбу прав и свобод в гос-ве. Основой общественного блага является сохранение свободы личности. Потеря этой свободы – потеря всех других прав.

Свобода личности:

1. следовать собственному желанию, когда это не запрещает закон

2. не быть зависимым от непостоянной, неопределённой воли другого человека

Свобода – это не анархия, не право личности на произвол, это – гарантия от произвола другого. Соблюдение законов – не является средством ограничения свободы личности, это условие подлинной свободы. Право и свободу не отделяет. Духовная свобода должна лимитироваться соображениями морали, порядка. Теоретически, за религиозную терпимость, фактически – был противником распространения мусульманства в Англии.

Естественные права граждан – первые ограничения прав гос-ва. Они выше по значению, смыслу, чем само гос-во. Гос-во создано для их обеспечения и сохранения.

Теория согласия – другая форма защиты от узурпации, сохранения свободы личности. В основе любой справедливой власти лежит согласие людей. 2 формы согласия:

1. явно выраженное

2. молчаливое (владение землёй, либо жилищем на тер-рии гос-ва, выразившие согласие – это вечные подданные, они не могут пользоваться свободой естественного состояния, вечно и неизменно быть и оставаться подданными своего гос-ва. У них возможна перемена подданства. Они связаны с гос-вом владением землёй на тер-рии данного гос-ва, «обязательство, лежащее на каждом в силу этого пользования, начинается и кончается вместе с этим подданством»)

Теория согласия (если правительство попирает свободу граждан, то они имеют право на восстание), право народа на восстание. То есть, нарушается общественный д-р, нарушается согласие граждан, власть действует опираясь на грубую силу. «Где кончается закон, начинается тирания». Восстание не должно быть актом меньшинства, оно должно быть направлено против анархии и беспорядков. Народ – судья власти. Революция оправдана когда в стране распад системы правления, высшие должностные лица пренебрегают своими должностными обязанностями, деятельность гос органов стоится на произволе. То есть, гос-во противоречит общественным целям, впадает в естественное состояние, поэтому власть вновь возвращается народу. «Тирания – осуществление власти помимо права».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: