double arrow

Соотношение сил накануне войны


Антанта : 5.8 млн. чел. - 221 пехотная и 41 кавалерийская дивизии, 12 тыс. орудий, 600 самолетов, 300 крейсеров. Тройственный союз: 3.8 млн. чел., 10 тыс. орудий, 300 самолетов, 62 крейсера.

Кампания 14 года. Германия длительно готовилась к войне; главный театр - европейский; главные фронты - западный и восточный; Германия и Австро- Венгрия воюют на 2 фронта; Западный фронт: 2 августа Германия оккупирует Люксембург; 4 августа Германия вторглась в Бельгию , 20 августа занят Брюссель; 21-25 августа развернулось приграничное сражение между Германией и Францией (Германия вторгается на территорию Франции); упорное сопротивление бельгийцев, французов и англичан; Россия приходит на помощь Франции; август 1914 г. - наступление в восточной Пруссии и Галиции; 5-9 сентября - битва на Марне.

Кампания 1915 года. Центр тяжести перемещается на восточный фронт; Германия предпринимает попытку вывести Россию из войны; в мае германские войска прорывают русский фронт в районе Горлицы; к осени заняты западная Украина, часть Прибалтики, но Россия не пошла на сепаратный мир; российское командование переходит к стратегической обороне; восточный фронт стабилизируется и война принимает позиционный характер. Западный фронт: отсутствие активных боевых действий; 22 апреля - первое применение немцами химического оружия возле бельгийского города Ипр (15тыс. отравлено, из них 5 тыс. погибло); конец года - Дарданельская десантная операция (неудачна); Германия, не сумев вывести Россию из войны, предпринимает беспощадную подводную войну против Англии; май - Италия выходит из тройственного союза и вступает в Антанту; октябрь - Болгария вступает в войну на стороне Германии.




Кампания 1916 года. Западный фронт: сосредоточены главные усилия немцев; для основного удара выбирается узкий участок фронта в районе Вердена; июль-ноябрь - попытка ослабить натиск немцев на Верден путем наступления (потери всего 1.3 млн.); первое применение танков (англичане). Восточный фронт: март - Россия приходит на помощь союзникам, которые ведут войну в районе Вердена; наступление на юго-западном фронте (Брусиловский прорыв); русские заняли большую часть Галиции и Буковины. Итоги: спасена от разгрома итальянская армия, облегчено положение союзников под Верденом; Брусиловский прорыв положил начало перелома в войне (стратегическая инициатива переходит к Антанте); в конце года Германия предлагает мирные переговоры, но получает отказ; в августе Румыния вступила в Антанту, но потерпела поражение от болгарских и австрийских армий и была оккупирована (восточный фронт удлинился на 500 км); 31мая-1июня - Ютландское сражение (самое крупное морское сражение войны); потери: англичане - 11 кораблей, немцы - 14 кораблей.



Кампания 1917 года. Западный фронт: война продолжается с прежним ожесточением; апрель - наступление Антанты; брожения в дивизиях (в том числе и в русской армии); лето - основная тяжесть легла на плечи англичан; попытка прорвать фронт в районе Ипра (большие потери англичан);

Восточный фронт: июль - неудачная попытка наступления русских под Львовом (союзники не поддержали Россию); германское командование перебросило войска на восточный фронт; неудачные попытки наступления на Северном и Румынском фронтах. В апреле - вступление США в войну на стороне Антанты; 1 февраля - Германия объявила беспощадную подводную войну Англии. Итог года: Германия в 1917 г. переходит к стратегической обороне на всех сухопутных фронтах; главное внимание уделяет подводной войне, но союзники находят против нее эффективное противодействие (система конвоев); авантюра Германии провалилась.

Октябрьская революция в России. Брестский мир. 7.11.1917 г. - победа вооруженного восстания в Петрограде. 8.11.17 г. - Декрет о мире; публикация тайных договоров. 15.12.1917 г. - перемирие между Россией и Германией. 22.12.17 г. - мирные переговоры российской делегации со странами Четверного союза. Антанта предлагает свою программу окончания войны. 5.01.1918 г. - мирная декларация Ллойд Джорджа. 8.01.1918 г. - «14 пунктов» президента США Вильсона. Германия отвергает «14 пунктов» и усиливает давление на Россию, предъявляя ей ультиматум. 3.03.1918 г. - Россия подписывает мирный договор с Германией в Брест-Литовске. Россия теряет Польшу, Прибалтику, часть Белоруссии, выводит войска из Украины и из Финляндии, армия и флот демобилизовываются, выплачивается контрибуция 6 млрд. марок.



Антанта не признает Брестский мир и начинает интервенцию против России (Мурманск, Архангельск, Закавказье, Владивосток).

Кампания 1918 года. Март-июль: наступление Германии на западном фронте. Германские войска выходят к Марне и начинают обстреливать Париж. Техническое превосходство Антанты. Август: контрнаступление Антанты. Вытеснение германских войск из Франции и Бельгии. Наступление Антанты на Балканах. 29 сентября - капитуляция Болгарии. 30 октября - капитуляция Турции. Октябрь: политический кризис в Австро-Венгрии. Чехия и Словакия выходят из ее состава. 3.11 - капитуляция Австро-Венгрии. Германия обращается с просьбой о перемирии. 5.10. - Германия дает согласие вести переговоры по «14 пунктам». 9.11 - свергнута монархия в Германии. 11.11. в Компьене подписано перемирие между Германией и Антантой. 13.11 - Россия аннулировала Брестский договор.

Итоги и Уроки первой мировой войны. Участвовало 38 государств, численность населения которых более 1 млрд. человек; материальные потери 360 млрд. долларов, людские потери: убито около 10 млн., ранено и искалечено более 20 млн. человек. Потери Антанты: Россия - 1.8 млн., Франция - 1.3 млн., Англия - 715 тыс., Италия - 578 тыс., США - 114 тыс. (всего 5 млн. 413 тыс.). Потери Четверного союза: Германия 2 млн. 37 тыс., Австро-Венгрия - 1.1 млн., Турция 804 тыс., Болгария - 88 тыс. (итого 4 млн. 29 тыс.). Территориально-государственные и революционные перемены в Европе и мире. Изменение соотношения сил. Рост революционного и демократического движения. Переоценка ценностей в послевоенном мире. Сохранение противоречий между империалистическими державами.

30. Русская культура на рубеже 19-20 веков.

Русская культура конца XIX – начала XX веков – сложный и противоречивый период в развитии русского общества. Культура рубежа веков всегда содержит в себе элементы переходной эпохи, включающей традиции культуры прошлого и новаторские тенденции новой зарождающейся культуры. Происходит передача традиций и не просто передача, а зарождение новых, все это связано с бурным процессом поиска новых путей развития культуры, корректируется общественным развитием данного времени. Рубеж веков в России – период назревания крупных перемен смена государственного строя, смена классической культуры XIX века на новую культуру XX века. Поиск новых путей развития русской культуры связан с усвоением прогрессивных веяний западной культуры. Пестрота направлений и школ – черта русской культуры рубежа веков. Западные веяния переплетаются и дополняются современными, наполняются конкретно русским содержанием. Особенностью культуры этого периода является ее ориентация на философское осмысление жизни, необходимость выстроить целостную картину мира, где искусству наряду с наукой отводится огромная роль. В центре внимания русской культуры конца XIX – начала XX веков оказался человек, который становится неким связующим звеном в пестром многообразии школ и направлений науки и искусства с одной стороны, и своеобразной точкой отсчета для анализа всех самых разнообразных культурных артефактов с другой. Отсюда тот мощный философский фундамент, который лежит в основании русской культуры рубежа веков.

Выделяя важнейшие приоритеты в развитии русской культуры конца XIX – начала XX века, нельзя обойти вниманием важнейшие его характеристики. Конец XIX – начало XX века в истории русской культуры принято называть Русским Ренессансом или, в сравнении с золотым пушкинским веком, серебряным веком русской культуры.

Этот период в развитии русской культуры связан с подъемом во всех сферах духовной жизни русского общества: отсюда и термин «духовный ренессанс». Возрождение лучших традиций русской культуры в самом широком спектре: начиная от науки, философской мысли, литературы, живописи, музыки и кончая искусством театра, архитектуры, декоративно-прикладного искусства.

Неповторимость культуры серебряного века обусловлена «пограничностью» ситуации в России, сложившейся к тому времени в России с конфликтом эпох, который с одной стороны представлялся закатом европейской цивилизации (О.Шпенглер «Закат Европы», Н.Бердяев «Кризис искусства»), кризисом христианского сознания, с другой – выходом в обновленную жизнь и искусства, возможно, достичь небывалых творческих достижений. И все это отягощено эсхатологическими настроениями ожидания конца XIX – начала нового XX века – как конца света, как неминуемой катастрофы исчерпавшей себя цивилизации.

Но именно благодаря этим настроениям культура «Серебряного века» необычайно драматична, показательна и неповторима.

Серебряный век русской культуры стремится синтезировать все достижения культуры: искусство – философия, религия – все взаимосвязано - тенденции к взаимопроникновению различных видов не только художественной, но и духовной деятельности в целом налицо. Глобализация истории, глобализация культуры – таковы главные характеристики культуры Серебряного века.

Сравним генезисы русского символизма. Генезис символизма в разных западноевропейских странах различен. Если французский символизм рождается в полемике с натурализмом в искусстве (Золя и др.); английский символизм отталкивается от философского позитивизма, рационализма, от материализма и прагматизма в жизни; немецкий символизм строится на совмещении натурализма с импрессионизмом, дополненным философским идеализмом и иррационализмом; итальянский символизм рождается в борьбе с национальным классицизмом.

Для русского символизма характерно прежде всего, размежевание с традициями революционно-демократического «шестидесятничества» и народничества, с атеизмом идеологизацией, утилитаризмом.

Размежевание по социально-политическим мотивам вылилось в размежевание культурологического характера. Оно привело к тому, что в рамках классики не умещалось то новое, что диктовала новая историческая и социально-политическая эпоха. Наряду символизмом – представлявшем новую форму романтизма, появляются такие течения как акмеизм и футуризм в литературе, кубизм и абстракционизм в живописи.

Наряду с реализмом безгранично господствующем в искусстве конца XIX - начала XX века символизм становится одним из ведущих мировосприятий в культуре конца XIX начала XX-х веков.

Русский символизм возник на рубеже 80 – 90х г.г. XIX столетия и осознал себя как ведущее идейно – художественное и религиозно – философское течение. Он вобрал в себя все достижения культуры рубежа веков, а потому во многом определил крупнейшие философские, художественные и также косвенно научные и социально – политические достижения эпохи Серебряного века, включая художественный авангард, русскую религиозную философию, например, русский космизм. Символизм в России претендовал на выполнение универсальных, мировоззренческих функций в общественной и культурной жизни России (в отличие от французского, немецкого или скандинавского символизма оставшихся литературно-художественными явлениями).

Идея синтеза искусства, философии, жизни создание «целостного стиля» - стали апофеозом русского символизма. Именно это качество выделяло его среди других национальных типов символизма. В отличие от западноевропейского символизма эволюционизировавшего в 20-е годы в экспрессионизм, сюрреализм и др. – русский символизм сформировал почву для постсимволистских явлений русской культуры, таких как авангард, акмеизм, превратился в неоклассицизм и футуризм, ставший одним из важнейших течений революционной культуры в совокупности с типологически близкими явлениями – имажинизма и конструктивизма. Идеологи символизма такие как: Вячеслав Иванов, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Вячеслав Ходасевич провозглашали.

Символизм является неким философским камнем, неким магическим ключом, с помощью которого можно открыть мир и преобразовать его. Вся история символизма, как писал В. Ходасевич представляла: «ряд попыток найти сплав жизни и творчества, своего рода философский камень искусства». Отсюда синкретизм культуры Серебряного века как некий доминантный принцип, на котором основали свою деятельность все деятели культуры Серебряного века: философы, художники, поэты, писатели, музыканты, архитекторы, деятели театра.

31.Революция 1917 года в России.

История Октябрьской социалистической революции принадлежит к числу таких тем, которые привлекали и привлекают наибольшее внимание зарубежной и российской историографии, ведь именно в результате победы Октябрьской революции коренным образом изменилось положение всех классов и слоев населения, их партий. Большевики стали правящей партией, возглавлявшей работу по созданию нового государственного и общественного строя.
26 октября принят декрет о мире, о земле. В след за декретом о мире, о земле Советская власть приняла законы: о введении рабочего контроля над производством и распределением продуктов, о 8-часовом рабочем дне, «Декларацию прав народов России». Декларация провозглашала, что отныне в России нет наций господствующих и наций угнетенных, все народы получают равные права на свободное развитие, на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
Октябрьская революция положила начало глубоким, всеохватывающим социальным переменам во всем мире. Бесплатно была передана помещичья земля в руки трудового крестьянства, а фабрики, заводы, шахты, железные дороги – в руки рабочих, сделав их общенародным достоянием.







Сейчас читают про: