Основные идеи

ПЕДАГОГИКА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

Литература по педагогике Русского Зарубежья

Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М., 1995.
Додонов В. И. Бердяев о духовно-нравственном развитии личности // Педагогика. - 1994. - № 3.
Додонов В. И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания личности в наследии русских религиозных философов. - М, 1994.
Заварзина Л. Э. Педагогика: исторические портреты. - Воронеж, 1997.
Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М., 1993.
Кларин В. М., Петров В. М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX-XX вв. - М., 1996.
Мальцева В. М. В. В. Зеньковский о духовно-нравственном развитии личности // Педагогика. - 1994. - № 4.
Образование и педагогика Российского зарубежья. - М., 1995.
Педагогика Российского Зарубежья: Хрестоматия / Сост. Е. Г. Осовский, О. Е. Осовский. - М., 1996.
Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е годы: Книга для учителя / Сост. П. В. Алексеев. - М., 1993.
Российское Зарубежье: образование, педагогика, культура. 20-50-е годы XX века / Под ред. Е. Г. Осовского. - Саранск, 1998.

Седова Е. Е. Педагогическая деятельность СИ. Гессена на фоне становления педагогики Российского Зарубежья (20-е годы) // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки. - Вып. 13. - Воронеж, 2002.

Советское образование и педагогика, порожденные тоталитарным общественным строем и коммунистической идеологией, имеют некоторые особенности в различные временные периоды. Первые послереволюционные годы соединили в себе ориентацию на «трудовую школу» с идеями «свободного воспитания», приправленными революционной романтической фразой. 20-е годы -«школа труда»: единая трудовая политехническая школа, стремление к гуманизации образования, творческая переработка западного опыта (Д. Дьюи). 30-е годы - «школа учебы», в основном ее авторитарный вариант: не опора на личный опыт, не открытие знаний, а потребление готовых образцов. В школах жесткая регламентация, идеологические схемы. Несмотря на то, что целью воспитания декларировалось всестороннее развитие личности, на самом деле готовились послушные исполнители, «винтики» системы, «кадры социализма». Все эти тенденции сохранялись на протяжении всего существования советской школы, хотя в 50-60 гг., после разоблачения культа личности Сталина, появились интересные и продуктивные педагогические теории (развивающего обучения, проблемного обучения, коллективных творческих дел).
Стремлением показать тенденции, то, чем «жили» школа и педагогическая наука, во многом объясняется «подбор» имен, куда, наряду с действительно выдающимися учеными, попали начетчики и марксистские фанаты, но именно они часто определяли «лицо» просвещения советского периода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: