Педагогический традиционализм и новое воспитание

Бихевиоризм

Бихевиоризм (основоположник - Дж. Уотсон) - направление в психологии (США), согласно которому поведение человека объясняется схемой «стимул - реакция». Поступки человека - ответная реакция на внешние раздражители. Ребенок адаптируется к внешней среде, вырабатывает собственный комплекс реакций. Задача воспитания сводится, таким образом, к наблюдениям за поведением ребенка, количественным измерениям, обобщениям данных и выведением «нормативов» для педагогической практики. По мнению Э. Торндайка любые стимулы могут быть разработаны в соответствии с задачами воспитания, а ответные реакции подвергнуты количественному анализу и классифицированы. Данное направление отличается технократическим характером.

В конце XIX - начале XX веков педагогика развивается по двум направлениям, одно из которых сохраняет сложившиеся традиции (педагогический традиционализм). В рамках этого направления развивается социальная педагогика.
Другое (движение нового воспитания) ищет пути обновления целей, содержания, форм и методов образования самостоятельных, активных, инициативных, творчески использующих полученные знания людей, квалифицированных рабочих, способных к работе на вновь появившихся заводах и фабриках с достаточно сложным технологическим оборудованием.

Реформаторская педагогика (движение нового воспитания)

Реформаторская педагогика (движение нового воспитания) выступала против интеллектуализма в обучении. Сделать школу местом подготовки людей нового типа, разрешить противоречие между узкой специализацией и задачами общего развития стало основной общей идеей всех новых педагогических концепций и направлений: теории свободного воспитания, экспериментальной педагогики, прагматической педагогики (или прогрессивизма) и др.
Вслед за традицией «естественного и свободного воспитания» (Ж. -Ж. Руссо) в основе реформаторской педагогики лежал принцип педоцентризма - педагогический процесс должен строиться, исходя из непосредственных интересов детей, заложенных в них потенций, а не по заранее разработанным программам и планам, противоречащим природе развития ребенка.
«Новые школы» - платные частные учебные заведения интернатного типа стали лабораторией практической педагогики. Это широко распространенное движение сформулировало требования к школам иного, чем традиционные, типа, соответствующие требованиям класса буржуазии. Здесь применялись «свободные и активные» методы обучения, были хорошо оборудованные лаборатории, обучали ручному труду, было введено самоуправление. Умственное образование давалось не путем накопления знаний, а развивающими мышление методами, осуществлялся индивидуальный, развивающий подход к способностям воспитанников. Образование было направлено на удовлетворение интересов и потребностей учеников.
Теоретическое обоснование и практическое создание таких школ осуществляли Сесиль Редди (1858-1932) - Англия, Герман Литц (1868-1919) - Германия, Эдмон Демолен (1852-1907) - Франция, Адольф Ферьер (1879-1960) - Швейцария, Овид Декроли (1871-1932)-Бельгия, Александр Нейл (1883-1973) - Англия и др.
Анализ основных идей реформаторской педагогики приведен в таблице 3.

Эссенциализм. Уильям Бэгли (1874-1946)

В основе эссенциализма лежит «сущностный» подход к педагогике, требующий (в противовес утилитаризму и прагматизму образования) усиления исторически сложившихся функций школы. Школьное обучение должно быть направлено на освоение знаний, на овладение школьниками основными навыками умственной деятельности.
У. Бэгли (США) выступал против идей прагматического образования и метода проектов. Критиковал теорию врожденных способностей и практику тестирования, которая не может полностью раскрыть потенциал личности, ее умственных способностей, а отражает только уровень знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: