Цивилизационные особенности западноевропейского региона и место феодализма в европейской цивилизации

«Феодализм» закономерный этап в ходе все­мирно-исторического процесса, обеспечивший существенное продвижение человеческого общества по пути прогресса. Неизбежные на этом пути отступления и потери сопровождались важными обретениями во всех сферах жизни — экономической, социальной, политической и культурной. Западноевропейское Средневековье внесло свой особый вклад во всемирно-исторический процесс, только в Западной Европе имел место синтез, т.е. прямое взаимодействие римских и варварских начал. Синтез ускорил становление новых общественных отношений и государств средневековой Западной Европы и сообщил ей исходную динамику, которая составила вторую отличительную черту развития этого региона в масштабах всемирно-исторического процесса. Отставание отдельных регионов или стран в масштабах Запад­ной Европы сравнительно быстро преодолевалось благодаря так называемому «вторичному синтезу», т.е. усвоению достижений более развитых стран. Западная Европа уже на этапе Средних веков явила миру ис­ключительный опыт общественного развития — консолидации сословий и их социально-политической активности. Население Западной Европы исповедовало христианство; его религиозную и в целом духовную жизнь в течение многих веков почти безраздельно направляла католическая церковь с центром в Риме. Наконец, в Западной Европе была выработана концепция личности, основанная на началах рационализма, разработанной системе права и идеалах гуманизма. В сред­невековую эпоху возникло большинство европейских народов, городов и государств, зародились и оформились национальные языки, культура и национальный характер. Социальный и поли­тический средневековый опыт заложил основы современных пар­ламентов, западноевропейского демократического и правового общества.

Черты: Здесь большую роль сыграло античное наследие. Хотя и воспринималось не во всём его богатстве, а выборочно, но сообщая гораздо большую динамику, склонность к переменам. 2. Здесь сложилось иное представление о взаимоотношениях индивида и общества. В странах Западной Европы был достигнут определённый паритет общества и индивида. 3. В З. Е. сложилось иное понимание власти: теория о двух ветвях власти, церковной и светской – не у одного института или индивида не может быть всей полноты власти. 4. В З. Е. раньше стали появляться такие явления как прагматизм, рационализм и индивидуализм. 5. Рано сформировались представительства и учреждения. Каждый европеец принадлежит к определённому сословию.

Место феодального способа производства в истории человечества. Одни народы перешли к феодализму от рабовладельческого строя, другие — непосредственно от первобытнообщинного. И в том и в другом случае переход к новой формации был важным прогрессивным фактом. Прогрессивность феодального строя по сравнению с рабовладельческим заключалась, прежде всего, в том, что при феодализме утвердилось мелкое крестьянское производство.

В отличие от античного раба, лишенного средств производства и не заинтересованного в результатах труда, крестьянин феодального общества как самостоятельный хозяин ищет пути для повышения производительности своего труда. При переходе к феодализму смягчились и формы внеэкономического принуждения: даже самые тяжелые формы личной зависимости крестьян, широко распространившиеся в странах Европы еще в раннее средневековье, были значительно легче, чем рабство.

Исторически прогрессивным был переход к феодализму и от первобытнообщинного строя. Этот переход, обусловленный развитием производительных сил, требовал роста индивидуального производства, снятия или смягчения ограничений, налагавшихся на него родоплеменным и общинным строем.

Уже в раннее средневековье в рамках барщинной системы повышение производительности труда в сельском хозяйстве, развитие торговли создали предпосылки для отделения ремесла от земледелия и развития товарного производства. Во второй период средневековья на этой основе стали быстро расти средневековые города — центры ремесла и торговли, значительно ускорившие прогресс производительных сил в феодальном обществе и во многом изменившие его облик. В позднее средневековье на основе дальнейшего роста производительных сил в недрах феодального строя начали формироваться новые капиталистические отношения.

Западноевропейское средневековье внесло свой неповторимый и особый вклад во всемирно-исторический процесс. Хотя европейская цивилизация в целом отличается преемственностью (она унаследовала от античной Римской империи, в частности, один из важнейших факторов своего единства — христианскую религию), только в Западной Европе имел место синтез, т.е. прямое взаимодействие римских и варварских (германских, кельтских и др.) начал. Западная Европа испытала на себе сильное воздейст­вие позднеримского общества — с развитыми государственными, правовыми структурами, отношениями неравенства, наличием рабства, с высокоразвитой культурой. Синтез ускорил становле­ние новых общественных отношений и государств средневековой Западной Европы и сообщил ей исходную динамику, которая составила вторую отличительную черту развития этого региона в масштабах всемирно-исторического процесса.

Отставание отдельных регионов или стран в масштабах Запад­ной Европы сравнительно быстро преодолевалось, благодаря так называемому «вторичному синтезу», т.е. усвоению достижений более развитых стран или римского наследия странами бессинтезного генезиса феодализма на новом витке их развития. Воз­можность подобного явления обеспечивали тесные связи и взаи­модействие внутри западноевропейской общности, которые мож­но считать еще одной важной особенностью этой цивилизации.

Западная Европа уже на этапе средних веков явила миру ис­ключительный опыт общественного развития — консолидации сословий и их социально-политической активности, создавших известное равновесие во взаимоотношениях общества и государ­ства. Эта активность была реализована, в частности, в системе сословного представительства. Последняя была общеевропейским феноменом, однако именно в Западной Европе представитель­ные учреждения стали действенным органом политической жиз­ни, заложив основы европейского парламентаризма нового вре­мени. Они оказались способными к этому главным образом бла­годаря силе городского сословия.

Население Западной Европы исповедывало христианство, его религиозную и в целом духовную жизнь в течение многих веков почти безраздельно направляла католическая церковь с центром в Риме. В Византии и принявших от нее веру странах господствовало православие. Католическая и православная церкви имели расхождения догматического характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: