Морфологическая классификация глаголов в д-а языке.
Относительные местоимения
Возвратные местоимения
Множественное число указат.местоимений
Þēs=these
Þōs=Þā+s по аналогии с сущ=those
Появление новых разрядов местоимений
В д-а self существовало как отдельное слово. Сейчас тоже - My own self. - но в др-а оно было прил. Him self - абсолютно логичное словосочетание, которое переходит в himself = его самого. Затем self становится сущ. И так и остается. В таком случае my self - тоже логичное СС >myself = моя самость. Yourself. Herself - примиряет все, т.к.her и притяжат.и объект. Диалекты: myself meself
hisself himself
В д-а сложное предложение вообще было проблемной синт.конструкцией, т.к.было мало союзов, а союз.слов не было вообще. Но уже в др-а мест.Þæt употреблялось в союзной функции и вводило придаточное дополнительное.
Ohthere sæde Aelfrede cyninge Þæt he ealre normonna normost būde.
С-а: Þæt расширяет контексты употребления и приобретает относительное значение. (...martyr...that...) Затем к that присоединяются, как и в других языках, бывшие вопросит.мест. И это понятно, т.к.вопросы начинаются с этих слов: Который человек пришел? > Человек, который пришел.
|
|
Из всех форм первой появляется which и относится как и одуш, так и к неодуш.предметам. Затем добавляется whose<hwæs, whom<hwam. Первоначально они на полном основании тоже относились и к одуш и к неодуш.
Позже всех в эту группу (16в) вливается who.
Тв.п hwy>why. Но в течение с-а он лексикализируется, становится отдельной лексемой и оказывается мест.наречием. В рус.языке прямой аналогии нет, есть похожее в украинском - why=чему, зачем=чем.
Неопределенно-личные местоимения
Начиная со ср-а периода наряду с др-а формами man, men, me, которые полностью редуцировались, появляются everychon>everyone, many one. Из таких контекстов one вычленяется в качестве самостоятельного, местоименного слова.
В р-на men, me уходят из употребления.
One приобетает:
1) one+'s - possessive case
2) ones - мн.ч
3) the one - артикль. Становится сущ.
Существовало 4 типа морф.классов глаголов, в зависимости от того, каков был способ образования претерита и прич2:
1) сильные глаголы – для образования своих форм использовали чередование гласных в корне по аблауту
2) слабые глаголы – использовали дентальный суффикс
3) претерито-презентные глаголы – использовали оба этих способа
4) неправильные глаголы – в д-а их было 4: быть, идти, делать, желать.
В д-а сохраняются следы герм.системы сильных глаголов – 7 классов в зависимости от структуры корня и типа чередования, но поскольку разные классы сильных глаголов отличаются друг от друга фонетически, для д-а периода оказываются важным все комбинаторные изменения, которым подверглись гласные в разных позициях. Кроме того, в д-а по сравнению с более ранними периодами, увеличилось число позиционных гласных в том или ином окружении. В результате, достаточно систематическая и непротиворечивая картина в готском к эпохе др.памятников в д-а приходит в сильно измененном виде:
|
|
-3 класс в д-а представлен 3 разными фонетическими моделями
-в 4 классе имеются специфические глаголы с особой фонетикой
-в 5 классе и в нескольких других появление суффикса j в корне инфинитива также увеличило вариативность форм
В результате, бывшая прозрачная система теряет четкость, противопоставления между классами размываются, что служит причиной перехода ряда сильных глаголов в слабые, у которых прозрачность системы была гораздо больше.