Спортивно-игровое направление в физическом воспитании

Теоретические основы реформы воспитания, осуществленной в английских школах (университетах, колледжах), в середине XIX века разработал каноник Вестминстерского аббатства Чарлз Кингсли (1819-1875). Образцом личности для него был идеализированный образ "юного христианина-атлета", который наряду с широкой "светской и духовной" учебой должен углубленно заниматься развитием своих физических способностей. Добиться последнего, по мнению Ч. Кингсли, возможно через занятия спортом и соревнования. "Ведь спорт, соревнования, - заявлял он, - молодечество человека, показывающего свою ловкость, есть для молодежи область, где можно упражняться в созидании общества. Подрастающее поколение …на малом закалится для большой арены жизни". Посредством спортивной площадки можно воспитать целеустремленное и последовательное поколение, которое в любом уголке мира "сможет постоять за интересы свои и своего отечества". Таков вывод значения занятий спортом для английской молодежи. Ч. Кингсли дал теоретическое обоснование элитарному школьному физическому воспитанию. Установки каноника базировались на практической деятельности ректора колледжа в Регби Томаса Арнольда (1795-1842).

К середине XIX века в Англии начинает формироваться школьное физическое воспитание, основанное на современной спортивной и игровой деятельности. На практике в историю физической культуры это направление вошло под названием "арнольдизм", т.к. корнями уходит в педагогическую практику ректора колледжа в г. Регби Томаса Арнольда (1795-1842). Приняв руководство колледжем Т. Арнольд столкнулся с аморальностью в воспитании молодого поколения: преступления и пьянство, систематическая ложь, тирания старшими младших, недисциплинированность, пренебрежение школьных правил, леность, изнеженность и телесный упадок. Добиться коренной перестройки возможно было, по мнению Т. Арнольда, за счет организованных по "честным правилам" соревнований. Поэтому теоретическое обоснование арнольдизма – это посредством физических движений и эмоций, связанных с игрой, строить нравственное и физическое формирование учащейся молодежи. Т. Арнольд открыл спортивные площадки в колледже, разработал систему самоуправления, упорядочил регулярные спортивные соревнования, ввел в быт учебного заведения спортивные команды, организации. Средством физического воспитания были выбраны популярные в то время виды спорта. Английское школьное физическое воспитание, благодаря Т. Арнольду, на долгое время стало образцовым. Последователем "арнольдизма" явился каноник Вестминстерского аббатства Чарлз Кингсли (1819-1875), который теоретически реформировал опыт своего предшественника и создал идеализированный образ "юного христианина-атлета". С середины XIX века в Англии среди молодежи стало модным наряду с "светской и духовной" учебой углубленно заниматься развитием своих физических способностей. "Арнольдизм" сыграл огромное значение в становлении и развитии спорта среди молодежи, особенно в таких как крикет, футбол, хоккей, плавание, легкая атлетика, борьба, альпинизм, гребля. При всей образцовости и эффективности спортивно-игровой системы физического воспитания она имела ряд недостатков:

во-первых, оно оттеснило развитие классных занятий в нижних ступенях школы;

во-вторых, спорт охватывал в средней и высшей школе по большей части только детей состоятельных родителей;

в-третьих, игнорировалось физическое воспитание девочек, т.к. считалось презрительным для них занятия, "вызывающие пот".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: