double arrow

Учение Д. Локка и его значение


Буржуазный период принес в физическую культуру новое направление, которое вот уже на протяжении более 300 лет влияет на многие сферы деятельности человека. Оно было связано с модернизированным отношением к занятиям физической культурой. появился спорт. Спортвысшая форма физической культуры, это специальная подготовка для достижения социально значимых результатов (абсолютного и личного) через соревновательную деятельность. Спорт от лат. "диспортаре" – развлекаться. В международном понимании чаще всего используют англ.термин "olisport" (развлечение), без "oli". Оно отпало с появлением понятия тренировка, связанное с повседневным физическим, техническим, психологическим трудом над собой.

Основоположником новой формы физической культуры явился Джон Локк (1632-1704 гг.), один из величайших мыслителей Англии. В отличие от предыдущих теоретиков эпохи Возрождения, концепция физического воспитания Д. Локка была основана, в основном, на теории Ювенала "В здоровом теле здоровый дух", и поэтому характеризовалась стремлением к рационализму и полезности. Человеку, прежде всего, считал Локк, необходимо укрепление здоровья, систематический уход за телом, целенаправленные физические тренировки для преодоления трудностей в общественной и личной жизни (социально значимые результаты). Кроме этого, Д. Локк видел великую силу физической культуры как средства развлечения и отдыха, но считал, что это может осуществлять только человек, ведущий активную деятельность. При этом такой отдых и развлечение за счет физической культуры не является праздностью, а является снятием нагрузки с утомленного тела, ума, т.е. выбором нового направления в жизнедеятельности человека. Создавая свою концепцию физического воспитания, Д. Локк пытался соединить англофранцузские аристократические традиции и мировоззрения нового класса промышленной и торговой буржуазии. Следует также отметить, что Джон Локк классифицировал физические упражнения по целевому назначению: верховая езда – это средство укрепления здоровья, фехтование и борьба – средство самозащиты, подвижные игры – средство формирования характера и т.п. Д. Локк был сторонником естественности в обучении физическим упражнениям: "намного лучше естественная неловкость, чем скопированная желанная поза". Учить физическим упражнениям должен хорошо подготовленный учитель. В своей концепции теоретик высказал и пуританский взгляд, направленный против спортивных состязаний. Проведение состязаний, т.е. демонстрация абсолютных результатов, рекордов, по мнению Локка, было "бесполезным щегольством".










Сейчас читают про: