Роль Жан Жака Руссо и Иоганна Генриха Песталоцци в развитии системы физического воспитания. Деятельность филантропов

ПЕРИОД С XVIII ВЕКА ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

ЗАРУБЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В

Лекция 7

Зимние Олимпийские игры ХХ века

Игры Олимпиад ХХ века

Номер Олимпиады Город Год Количество
Виды спорта Участв.страны Участники
I Афины        
II Париж        
III Сент-Луис        
IV Лондон        
V Стокгольм        
VI     не проводились
VII Антверпен        
VIII Париж        
IX Амстердам        
X Лос-Анджелес        
XI Берлин        
XII     не проводились
XIII     не проводились
XIV Лондон        
XV Хельсинки        
XVI Мельбурн        
XVII Рим        
XVIII Токио        
XIX Мехико        
XX Мюнхен        
XXI Монреаль        
XXII Москва        
XXIII Лос-Анджелес        
XXIV Сеул        
XXV Барселона        
XXVI Атланта        
XXVII Сидней        
XXVIII Афины        
ХХIХ Пекин        

В 1925 г. МОК принял решение о проведении зимних Олимпийских игр. Проходившая за год до этого во Франции в местечке Шамони зимняя спортивная неделя получила в дальнейшем статус первых зимних Олимпийских игр. Таким образом, начало проведения зимних Олимпиад считается 1924 год.

Следующие зимние Олимпийские игры стартовали в 1928 г. в Санкт-Мориц. До второй Мировой войны прошли 4 зимних Олимпиады, на которых лидировали спортсмены из Скандинавских стран. В программу этих олимпиад входило всего 5-6 видов спорта.

В послевоенный период зимние Олимпиады проходили в Италии (1956 г.), США (1960 г.), Австрии (1964 г.), Франции (1968 г.), Японии (1972 г.), Австрии (1976 г.), США (1980 г.), Югославии (1984 г.), Канаде (1988 г.), Франции (1992 г.), Норвегии (1994 г.). Начиная с норвежских зимних олимпийских игр, по решению МОК разница между двумя олимпиадами должна составлять 2 года. Затем зимняя Олимпида прошла в Японии, Нагано (1998 г.), в США – 2002 г. Всего, начиная с 1924 года, было проведено 19 Зимних олимпийских игр. Очередные 20-е состоятся в Италии в г. Турине в 2006 году.

Номер Олимпиады Город Год Количество
Виды спорта Участв.страны Участники
I Шамони        
II Сен-Мориц        
III Лейк-Плэсид        
IV Гармиш-Партенкирхен        
V Сен-Мориц        
VI Осло        
VII Кортина д'Ампеццо        
VIII Скво-Вэлли        
IX Инсбрук        
X Гренобль        
XI Саппоро        
XII Инсбрук        
XIII Лейк-Плэсид        
XIV Сараево        
XV Калгари        
XVI Альбервиль        
XVII Лиллехаммер        
XVIII Нагано        

1. Роль Жан Жака Руссо и Иоганна Генриха Песталоцци в развитии системы физического воспитания. Деятельность филантропов.

2. Национальные гимнастические движения на Европейском континенте.

3. Спортивно-игровое направление в физическом воспитании.

4. Становление и развитие современных систем физического воспитания.

Идеи Ж.Ж. Руссо (1712-1778) относительно физического воспитания определялись потребностями воспитания революционной буржуазии. Под "физическим воспитанием" понимается целенаправленный процесс по управлению физическим развитием и физическим образованием. В своей работе "Эмиль или О воспитании" французский писатель и философ Ж.Ж. Руссо резко противопоставил изнеженной, избалованной и слабохарактерной аристократической молодежи диких, грубых и здоровых выходцев из простого народа. В качестве идеала и примера для подражания он предложил тип развитого, сильного, умелого и смелого человека. По мнению Ж.Ж. Руссо, всякая общественная проблема происходит от человеческого зла, а зло, в свою, очередь, - от слабости человека. Это положение можно изменить только путем воспитания умной, физически развитой и сильной молодежи. Система физического воспитания, по его мнению, должна строиться на борьбе с преодолением естественных препятствий "свободной" природы: карабканье на деревья, перелазание через ограждения, скалы, переноса тяжестей, прыжков и бега, а также заплывов. Руссо был первым, кто признал необходимость тренировки органов чувств. В свою систему физического воспитания он встроил взгляды других мыслителей, таких как Д.Локка и Я.Коменского. Из тезисов Д. Локка он использовал идею сочетания умственного и физического воспитания. Из учений Я Коменского теории воспитательной роли игры, но с ценностной воспитательной силой игр, которые сопровождались физическими испытаниями и побуждали к принятию самостоятельных решений. Физическое воспитание девочек Ж.Ж. Руссо считал обязательным, оно должно быть направленным на воспитание обаятельности, грациозности, стройности и т.п.

Идеи французского Просвещения, связанные с физическим воспитанием, впервые попытался осуществить на практике И.Г. Песталоцци (1746-1825). Он ступил на стезю педагогики под влиянием Руссо. Песталоцци неколебимо верил в то, что изъяны общественной системы можно направить путем введения всеобщего образования, не только для детей состоятельных семей, но и бедноты. Его подход к вопросам физического воспитания заключался в проведении совместных занятий с учащимися элитных и народных школ. В своей работе "Элементарная гимнастика", изданной в 1807 г., он сгруппировал составленные им вольные упражнения в зависимости от форм подвижности суставов. Поэтому упражнения для головы, ног, рук, туловища должны сочетаться с использованием в физическом воспитании естественных упражнений, игровых и комплексных упражнений. Под комплексными И.Г. Песталоцци подразумевал виды спорта – фехтование, бег на коньках, борьбу, спортивные игры и танцы. Именно такое сочетание позволит улучшить здоровое функционирование внутренних органов, развить мышечную систему и приобрести правильную осанку, дать нравственную закалку. Классической заслугой Песталоцци является то, что он уже в то время, увидел и осудил недостатки некоторых педагогов в стремлении к односторонности физического воспитания молодежи. "Имеются сторонники обособленного преподавания отдельных искусств, - подчеркивал он, - имеются преподаватели танцев, фехтования, езды верхом. Но даже специалисты по гимнастике занимаются скорее преподаванием отдельных упражнений, нежели совершенствованием физического развития человека в целом… По этой причине деятельность этих людей нельзя считать полноценным физическим воспитанием…"

К сожалению, И.Г. Песталоцци не смог стать свидетелем осуществления своих педагогических идей. Опыт его беспокойной и полной неудач жизни использовали филантропы, создатели швейцарской системы вольных упражнений, немецкой и датской гимнастики.

Деятельность филантропов (филантропия – благотворительность) явилась яркой вехой в развитии новых систем физического воспитания. Социальную основу движения филантропов составляли располагавшие небольшим капиталом слои буржуазии, которые видели причину обнищания в неправильной системе воспитания. В 1774 г. представителями этого движения и их сторонниками открылись малочисленные школы – филантропии, в которых стала осуществляться теория воспитания и впервые в процессе школьного образования было введено физическое воспитание. Выдающаяся роль в осуществлении этого принадлежит Герхарду Антону Фиту (1763-1836) и Иоганну Кристофу Гутс-Мутсу (1759-1839). Выработанная ими система выделяла три группы движений: игры, практические упражнения для развития сноровки рук, собственно физические упражнения.

Играм в системе физического воспитания филантропами отводилась главенствующая роль. В своей книге Гутс-Мутс собрал 105 различных игр, в том числе 63 игры с мячом. Филантропы обновили теорию Я. Коменского относительно игр: классифицировали их в зависимости от содержания. По воздействию на учащихся они различали игры развивающие:

- сообразительность и рассудительность;

- внимание;

- память;

- воображение;

- умственные способности;

- вкус.

Введением в воспитание практических упражнений. Развивающих сноровку рук, воспитатели-филантропы стремились способствовать подготовленности к трудовой деятельности детей мелких буржуа. Это стремление означало не обучение "труду", а воспитание "трудом". Для этого использовались формы движений нескольких, почетных в эпоху их деятельности, профессий – столяра, переплетчика, садовника, токаря. Так сочеталось умственное и физическое воспитание, по мнению филантропов. "Собственно" физические упражнения, составляющие костяк их системы движений, исследователь Эндре Бурка характеризовал следующим образом: "К физическим упражнениям предъявлялось в целом требование, чтобы они способствовали закалке организма, развитию силы и стойкости, выработке таких способностей и качеств, в результате которых человек становится пригодным для выполнения задач, выдвигаемых жизнью. Их движения и спортивные снаряды характеризовались большой степенью приближения к действительности".

В результате отбора соответствующих видов движений филантропами были созданы 12 групп: прыжки, бег, метание, борьба, лазание, упражнения по сохранению равновесия, упражнению по поднятию, переносу и толканию тяжестей, танцы и строевые упражнения, плавание и купание, тренировочные упражнения, упражнения в пении, умственные упражнения. В рамках физических упражнений они стремились увязать получение практических навыков с благоприятным воздействием на организм. Комбинируя в пределах своей системы виды физических упражнений с их элементами, они открыли системный подход к дифференциации движений, что позволило в дальнейшем создать гимнастическое направление в физическом воспитании. Гутс-Мутс и Фит использовали в своей системе достижения медицинской науки и считали, что упражнения следует составлять с учетом физиологических и индивидуальных особенностей организма. Преподающий физические упражнения должен был, по мнению филантропов, знать не только функционирование тела человека, но иметь знания по воздействию различных упражнений на организм. Признавая в педагогике роль спортивных результатов, они тем самым установили взаимосвязь между школьным физическим воспитанием и спортивными достижениями. Книга Гутс-Мутса "Гимнастика для молодежи" (1893) была переведена с немецкого на французский, датский, английский, шведский языки. Все это свидетельствовало о том, что налаживание института физического воспитания становилось в Европе делом всего общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: