Духовная жизнь восточных славян IX-XII вв. Принятие христианства и распространение письменности

В тесной связи с формированием княжеств на территории Беларуси идут процессы развития культуры. Например, строительству соборов придавалось государственное и политическое значение. Церкви были не только культовыми учреждениями, но и важными центрами культурно-просветительской деятельности. В храмах и монастырях обучали грамоте, тут составлялись летописи, хранилась казна, размещались архивы и библиотеки. К этому периоду относятся Софийский собор в Полоцке (середина XII в.), Благовещенская церковь в Витебске (XII в.), Спасо-Преображенская (Спасо-Евфрасиньевская) церковь в Полоцке (середина XII в.), Борисоглебская церковь в Новогрудке (XII в.), церковь Бориса и Глеба (Коложская) в Гродно (XII в.) и др. Во многих памятниках монументальной архитектуры прослеживаются черты романского стиля.

К памятникам культуры относится летописание. Примером древних рукописных книг, найденных на территории Беларуси, являются Туровское Евангелие (XI в.), Оршанское Евангелие (XIII в.). Как считают исследователи, основная часть рукописных книг погибла в пожарах, была разграблена.

Представителями книжного просвещения древнего периода были Климент Смолятич, Кирилла Туровский, Евфросиния Полоцкая. Выдающимся произведением декоротивно-прикладного искусства и памятником древнебелорусской письменности являлся крест Евфросинии Полоцкой.

В белорусских городах были распространены почти все известные в Европе технические способы обработки металлов: плавка, литье, ковка, золочение проволоки, гравирование, украшение металлических изделий эмалью.

Составной частью культуры белорусских земель являлось устное народное творчество: песни, былины, легенды, сказки, поговорки, загадки. Например, исторические былины проникнуты чувством патриотизма, гордостью за своих героев, заботой о судьбе русской земли.

Важнейшим событием в культуре этого периода является принятие и распространение христианства. Миссионеры из Византии распространяют Старый и Новый Заветы, культ Христа и Богородицы, церковную литературу. С помощью государственной политики происходит смена языческих верований. В славянском обществе христианство распространяется от элиты к народу. Владимир Святославович начал крещение Руси в 988 г. С этого времени запрещалась старая обрядность (языческая) и вводилась новая (христианская). Однако на территории Беларуси язычество оставалось в основном бытовой религией крестьянства с его натуральным хозяйством, сильно зависящим от явлений природы.

Таким образом, богатая, яркая и многогранная культура белорусских земель IX - XII вв. стояла в ряду передовых культур своего времени, была частью восточнославянской культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: