Начало расселения славян на территории Беларуси, славянизация балтов

Новый, славянский этап этнической истории Беларуси начался в IV – V вв. н. э.

Из всех существующих концепций прародины славян наиболее научно обоснованной является концепция центральноевропейской локализации славян, т. е первоначально они появились на территории между Эльбой, Вислой и Неманом в результате ассимиляции местного населения индоевропейцами в 3-м тыс. до н. э.

В IV–VII вв. н. э. началось второе «великое переселение народов». Со своей прародины в этот период часть славян начала массовое движение на юг Европы и в результате ассимиляции местного населения возникают южные славяне. На основе славян, оставшихся на своей прародине, сформировались западные славяне. Третья часть славян, двигавшаяся со своей прародины на территорию современной украинской Волыни и в Южную Беларусь (к югу от Припяти), сформировала восточную ветвь славян. Об этом свидетельствуют древние славянские гидронимы.

Таким образом, заселение славянами территории Беларуси продолжается на протяжении нескольких столетий, компактно же они проживали только в бассейне р. Припять. Основным типом славянских поселений были селища (неукрепленные населенные пункты), а типом жилья – полуземлянка. Некоторые ученые считают, что для племен ранних славян характерна зарубинецкая археологическая культура.

В VIII – IX вв. начинается массовое расселение славян на землях балтов. Об этом свидетельствуют полуземлянки с печками-каменками, каменные жернова, железные ножи и другие славинские орудия труда, захоронения в курганах путем трупосожжения, славянская керамика без орнамента. В результате славяно-балтского взаимодействия, которое продолжалось до XII – XIII вв., возникли новые славянские общности: кривичи, дреговичи, радимичи.

Кривичи жили в верховьях рек Западной Двины, Днепра. Их культура делилась на полоцко-смоленскую и псковскую. Для них характерен славянский язык, бронзолетоподобные височные кольца с завязанными концами, славянская керамика. К балтским элементам в культуре кривичей необходимо отнести различные украшения со змеиными головами, спиралевидные перстни.

Дреговичи жили между Припятью и Западной Двиной. В культуре преобладали славянские элементы: большие металлические бусы, покрытые зернью, перстеневидные височные кольца, керамика коричневого цвета без орнамента, обряд трупосожжения. Им были присущи не только такие балтские элементы культуры, как и кривичам, но и подковообразные пряжки и захоронение в деревянных домовинах-теремах.

Радимичи жили между Днепром и Дисной в районе р. Сож. В культуре преобладали славянские элементы, такие как семилучевые кольца, керамика без орнамента, славянский язык. К балтским элементам относятся шейные гривны, лучеобразные пряжки.

5 Формирование раннеклассового общества. Общественный строй восточных славян в VIII – IX вв.

Разложение первобытно общинного строя, первобытно-общинной формации, переход от родоплеменного общества к классовому, происходит в результате глубинных социально – экономических изменений объективного характера.

Хронология. Первые признаки разложения первобытно-общинных отношений на территории Беларуси, по мнению археологов, проявляются в III - II вв. до н. э. и завершается этот процесс в VIII в. н. э.

Переходу к классовому обществу способствовало, во-первых, изготовление и использование железных орудий труда в земледелии и животноводстве. Продукции стало производиться больше, чем потребляться. Возникает возможность этот избыток материальных благ присваивать определенной частью общества, что указывало на процесс перехода от коллективной собственности к собственности отдельных семей или представителей родоплеменной верхушки. В первые в истории возникает объективная возможность эксплуатации человека человеком.

? Что такое эксплуатация? Дайте определение этому явлению.

Во-вторых, в процессе эволюции общества продолжается процесс разделения труда, выражающийся в отделении ремесла от сельского хозяйства. Продукция ремесла используется не только для обмена, но и для продажи. Эти тенденции усиливают процесс разложения первобытно-общинных отношений.

В-третьих, родовая община, основанная на кровном родстве, сменяется сельской общиной, в основе которой лежат территориальные и экономические связи и отношения. В коллективной собственности этой общины находились пахотные земли, пастбища, леса, водоемы, а результаты труда принадлежали каждой отдельной семье. Индивидуальное производство становится исходным пунктом возникновения и развития классового общества. Чем лучше семья работала, тем выше ее материальный уровень.

В-четвертых, процесс разложения первобытного общества нашел отражение и в характере поселений. Распространение укрепленных городищ свидетельствовало о захватнических посягательствах со стороны соседних племен. Такие действия вели к обогащению одних племен по отношению к другим.

В условиях зарождения классовых отношений основная роль в организации экономической жизни и внешних связей стала принадлежать мужскому населению. Верховной властью в родоплеменных образованиях становится общий сход вооруженных воинов (дружинников). На нем решались вопросы войны и мира, выбирался старейшина рода и племени. Дружинники, в ходе ведения захватнических войн, обогащались, что усиливало процесс разложения первобытного общества. Общественно-политический строй, возникший на этой стадии, получил название «военная демократия».

Вывод. Разложение первобытно-общинного строя у восточных славян способствовало переходу к феодализму (классовому обществу), минуя рабовладельческую социально-экономическую формацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: