double arrow

Основные понятия. Аршином общим не измерить:


План

Ф.И. Тютчев.

Умом - России не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

4. Л.В. Милов.В течение, по крайней мере, четырех столетий русский крестьянин находился в ситуации, когда худородные почвы требовали тщательной обработки, а времени на нее у него просто не хватало, как и на заготовку кормов для скота... Находясь в столь жестком цейтноте, пользуясь довольно примитивными орудиями труда, крестьянин мог лишь с минимальной интенсивностью обработать свою пашню, и его жизнь чаще всего напрямую зависела только от плодородия почвы и капризов погоды...

Крестьянину на западе Европы ни в средневековье, ни в новом времени такого напряжения сил не требовалось, ибо сезон работ был там гораздо дольше.

5. B.О. Ключевский.История России есть история страны, которая колонизуется.

6. И.В. Киреевский. Но в том-то и заключается главное обличие православного мышления, что оно ищет не отдельные понятия устроить сообразно требованиям веры, но самый разум поднять выше своего обыкновенного уровня, - стремится самый источник разумения, самый способ мышления возвысить до сочувственного согласия с верою.




Вопросы и задания к документам

1. Что такое история по Карамзину Н.М.?

2. В чем, по мнению В.О. Ключевского, состоит практическая цель изучения отечественной истории?

3. Прокомментируйте строки Ф.И. Тютчева о России. Согласны ли Вы с утверждением поэта? Означают ли слова первой строки непредсказуемость России и непроявленность ее истории?

4. О каких особенностях русского исторического процесса говорится в документах 4, 5, 6? Как Вы думаете, присущи ли эти особенности современной России? Используйте эти документы при заполнении таблицы.

Тема I. Восточные славяне в VI – VIII вв. Образование и развитие Древнерусского государства - Киевская Русь.

1. Первые политические объединения у восточных славян.

2. Образование древнерусского государства.

3. Проблема норманнского влияния и «дух центров» в образовании государства у восточных славян.

4. Древняя Русь и её соседи: Византия, Хазарский каганат, Волжская Булгария, Арабский халифат.

5. Упадок Киевской Руси и его причины.

Государство, варяги, норманнская теория, антинорманнская теория, вервь, хазары, половцы, князь, погост, дружина, печенеги, летопись, холопы.

Цели: уяснить закономерности и особенности развития европейского Средневековья и Древней Руси; выявить предпосылки создания государственности на Руси и сущность основных этапов развития Древнерусского государства.

После изучения темы студент должен знать:

1. истоки русской государственности: сущность норманнской и антинорманской теорий;

2. характерные черты становления Древнерусского государства и этапы его развития;

3. особенности социально-экономического развития Древнерусского государства;

4. сущность политического строя Киевской Руси, его структуру;

5. значение принятия христианства для судеб русского государства;

6. основные понятия и исторические термины.







Сейчас читают про: