Договор 17 (27) августа 1610 г. о признании королевича Владислава русским царем

Крестоцеловальная запись В.И. Шуйского

Свидетельства современника событий Смуты князя С.И. Шаховского о Лжедмитрии I и Василии Шуйском

Расстрига (Лжедмитрий I) же ростом был мал, широк в груди, мышцами крепок; внешность же у него была не царственная, препростое имел обличие и все тело смуглое. Однако же был остроумен и в науке книжной сведущ, дерзок и многоречив, любил конные состязания, с врагами сражался смело, будучи сильным и храбрым; воинов очень любил.

Царь Василий (Василий Шуйский) был маленького роста, некрасивый, подслеповатый, в книжном учении сведущ, рассудителен и разумен; скуп очень и неотзывчив; единственно к тем благоволил, кто нашептывал ему ложное на людей, он же их слушал с удовольствием и радостью; любил гадать у волхвов (чародеев, волшебников, - сост.), а о воинах своих не радел.

В.И. Шуйский обещал «всякого человека, не осудя истинным судом с бояры своими, смерти не предати, не слушать ложных доводов, и сыскивати всякими сыски накрепко и ставити с очей на очи».

Королевичу Владиславу Жигимонтовичу, колико придет в царствующий град Москву, венчать на государство царским венцом по прежнему чину… церкви Божии по всем городам и селам чтити и от разоренья оберегати и святым Божиим иконам и чудотворным мощам поклонятися и почитати, костелов и иных вер молебных храмов в Московском государстве нигде не ставити… А что дано церквам Божиим и в монастыри вотчин или угодий, не отъимати. Боярам и дворянам и приказным всяким людям у всяких государственных дел быти по прежнему, а польским и литовским людям на Москве ни у каких дел и по городам в воеводах и в приказных людях не быти.

Прежних обычаев и чинов не применяти и московских княжеских и боярских родов приезжими иноземцы не понижати. А жалованье денежное и вотчины, кто не имел, тому быти по прежнему. Суду быти по прежнему обычаю и по судебнику Российского государства, … а не сыскав вины и не осудивши судом всеми бояры, никого не казнити. Доходы государские с городов, с волостей, также с кабаков и с тамог велети государю сбирати по-прежнему; не поговоря с бояры, ни в чем не прибавляти.

…А о крещеньи, чтоб государю королевичу Владиславу Жигимонтовичу пожаловати креститися в нашу православную христианскую веру и быти в нашей в православной христианской греческой вере.

Вопросы и задания к документам

1. Судя по свидетельству современника событий, Лжедмитрий I и Василий Шуйский были умными, образованными людьми. Почему же ни одному из них не удалось прекратить смуту, наладить государственное управление?

2. В чем Вы видите историческое значение «Крестоцеловальной записи» и «Соглашения»? Стремление к установлению какой формы государственного строя проявляется в приведенных источниках? Свое мнение обоснуйте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: