Социально-психологическая школа.
Родоначальником этого направления, получившего название французской социологической школы, стал Э. Дюркгейм (1858-1917 гг.).
Человек – существо двойственное: индивидуальное, биологическое и социальное. Биологическое, индивидуальное начало имеет свои корни в организме, это биологическая часть психики. Социальное существо в человеке формируется обществом. В двойственности заключается отличие человека от животных: у них нет общественного опыта. Дуализм – характерная черта концепции Дюркгейма.
Леви-Брюль (1857-1939) выступил с тезисом о двух формах человеческого мышления и о специфических особенностях первобытного мышления. Согласно его теории, в процессе развития человеческого общества происходит не только накопление знаний о мире, но смена типов мышления.
Проблема социальности человеческого сознания получила дальнейшее развитие в психологической концепции французского психолога, психиатра и невролога Пьера Жане (1859-1947).
|
|
Единицей анализа в психологии Жане является действие, в которое психическое включено в качестве необходимой составляющей.
1) психические явления - «подготавливающая» часть действия. Например, желание есть уже начало действия, которое осуществляется не полностью.
2) чувства – это регуляторы действия, обусловливающие темп протекания действия и способ его выполнения.
3) само зарождение психики связано с появлением активных движений живого организма.
4) умственная деятельность понимается Жане как производная от практических действий человека.
Работы французских ученых помогли расширить предмет психологии, включив в него коллективную психику. Обогатило науку и появление новых методов исследования психики – клинического, кросскультурного, позволявшего провести сравнительный анализ развития психики у разных народов.
К этой школе примыкал некоторое время и Ж. Пиаже.
Гальперин является одним из ведущих отечественных ученых в области общей, возрастной и педагогической психологии, автор всемирно известных теорий и подходов. Г. выдвинуто оригинальное понимание предмета психологического исследования, специфики психического развития человека.
Школа, вышедшая за рамки ф-та (страны СНГ и даже за рубежом).
П. Я. Гальперин был озабочен обучением прототипа школьника-двоечника, на котором учитель ставит крест. И у таких детей с нормальным умственным развитием пропадает мотивация к учёбе. Гальперин разработал идею о том, что форма действия может быть сформирована с помощью учебного материала.
Приходит к выводу, что самый начальный этап формирования умственного действия — это формирование адекватного мотива (вовлечь ребенка в процесс обучения с помощью адекватного мотива).
|
|
В 60-е годы Гальперин начинает дискутировать с Леонтьевым по поводу предмета психологии.
Люди начинают использовать данный принцип во многих ситуациях.
Гальперин говорит, что не любая реакция на абиотический стимул есть психика.
10. Университет как социально-культурный феномен. Раскрыть содержание понятия «университетская идея».
Важнейшие особенности университета, среди которых – представленность в нем практически всех областей знания, что создавало уникальные возможности для сотрудничества и взаимодействия сосредоточенных в нем научных сил и тем самым способствовало развитию научной мысли и преподавания, своеобразно преломились в развитии университетской психологии